18-12-14 / 2014
Новости отрасли
За морем дороже

ПЕРЕВОЗКИ ЗЕРНА

ЭКСПОРТ ЗЕРНА РЕЗКО УВЕЛИЧИЛСЯ

По оперативным данным Федеральной таможенной службы и Минсельхоза, вывоз зерна за рубеж в текущем сельхозгоду (с 1 июля по 24 ноября) составил 17,8 млн тонн, что на 23% больше уровня прошлого года. Эксперты объясняют высокую динамику хорошим урожаем и быстрым ослаблением рубля, что делает продажу зерна внутри России менее рентабельной. Суммарный экспортный потенциал по итогам сельхозгода (1 июля 2014-го — 1 июня 2015 года), по прогнозам сельскохозяйственного ведомства, составит 30 млн тонн, что на 19% выше прошлогодних показателей.

Погрузка зерна и продуктов перемола, по данным РЖД, за 11 месяцев выросла на 34%, до 16,2 млн тонн. Морская перевалка с января по октябрь прибавила 80%, увеличившись до 25,5 млн тонн. Как отмечают аналитики, загруженность портов зерном в текущем году находились на максимальном уровне за всю российскую историю.

Согласно официальному прогнозу Минсельхоза, в России в текущем году было собрано 104 млн тонн зерна в чистом весе, что на 12,5% превышает показатели прошлого года. Эксперты дают более высокие цифры — до 110 млн тонн. По данным Росстата, на 1 ноября в стране собрано свыше 105 млн тонн зерновых — это самый высокий показатель за последние пять лет. Такие достижения, собственно, и позволили зерновым трейдерам резко увеличить экспортные отгрузки начиная с августа текущего года.

Праздник для стивидоров

По данным кубанского Россельхознадзора, экспорт зерна и продуктов его переработки через порты Краснодарского края за 10 месяцев текущего года вырос в 1,9 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 13,7 млн тонн. Как отмечают в ведомстве, наибольшим спросом пользуется российская пшеница. Ее поставки увеличились почти в два раза, до 10,2 млн тонн. Больше всего российского зерна импортируют Египет, Турция, Йемен и Пакистан.

Аналитический департамент компании "Русагротранс" (РАТ), в свою очередь, отмечает, что в августе Россия побила рекорд ежемесячного экспорта зерна за всю историю наблюдений — за рубеж было отправлено 4,7 млн тонн, из которых 4,2 млн тонн составила пшеница, 411 тыс. тонн — ячмень, 15 тыс. тонн — кукуруза. Для сравнения, в августе 2013 года было экспортировано 3,5 млн тонн зерна, в августе 2011-го — 3,3 млн тонн.

Данные аналитиков свидетельствуют, что основные объемы зерна были доставлены в порты по железной дороге. Так, на Новороссийском контейнерном терминале перевалка увеличилась до 478 тыс. тонн, в порту Тамань — до 436 тыс. тонн, хотя ранее максимальный объем там составлял 320 тыс. тонн. В малых портах Азово- Черноморского бассейна августовская перевалка выросла до 2,3 млн тонн. Высокие показатели переработки зерна в мелководных портах объясняются тем, что летом, как правило, отправляются мелкие товарные партии, которые выгоднее грузить в небольшие суда. Впрочем, Новороссийск в августе также ставил рекорды — через терминалы порта было отгружено 1,5 млн тонн зерновых, в том числе 1,4 млн тонн пшеницы и 50 тыс. тонн ячменя. Это лучший экспортный показатель не только всех августов в российской истории НМТП, но за все другие месяцы тоже. Среди получателей пшеницы Египет (24,5%), Судан (11,4%) и Турция — (9,4%). Всего российская пшеница через НМТП в августе отправилась по 17 зерновым направлениям. Примерно треть всего зерна загружалась с колес, что достаточно много и свидетельствует о степени напряженности работы экспортеров. Главными отправителями в августе были компании "Каргилл-ЮГ" (18,5% всех отгрузок), "Луис Дрейфус" (15,1%) и "ОЗК" (11,4%).

В сентябре Россия экспортировала почти 4 млн тонн зерна, в том числе 3 млн тонн пшеницы, 502 тыс. тонн ячменя и 248 тыс. тонн кукурузы. Свыше 2 млн тонн было отправлено через малые порты.

В октябре за рубеж было вывезено 3,4 млн тонн зерна, из которых 1,5 млн тонн прошло через глубоководные порты. Через Новороссийск было экспортировано 1,2 млн тонн зерна, что на 6,3% меньше отгрузок сентября, но является самым лучшим октябрьским показателем экспорта НМТП. Среди отправителей зерна в октябре лидировали компании "Кар- гилл-ЮГ" (почти 18% всех отгрузок), "Артис-Агро" (15,2%) и "Аутспан" (12,7%).

В ноябре экспорт зерна оценивается в 3,1 млн тонн, что на 20% больше аналогичного периода прошлого года.

Согласно прогнозам Минсельхоза, экспорт российского зерна в текущем сельхозгоду может вырасти на 19% — до 30 млн тонн. По словам министра Николая Федорова, логистические мощности страны рассчитаны на вывоз зерновых в объеме около 40 млн тонн в год. Это значит, что порты должны справиться с текущим наплывом зерна, даже если экспорт превысит прогнозные показатели. Вместе с тем ранее Россия не вывозила более 27 млн тонн в год. Предыдущий рекорд случился в 2011/2012 сельхозгоду. Это был максимальный объем отгрузок за всю историю российских поставок зерна за рубеж. В этой связи аналитики РАТ ожидают перетока российских экспортных партий зерна с юга в Прибалтику. В общей сложности на Балтику в 2014/2015 сельхозгоду может уйти до 1,2 млн тонн экспортного зерна против 900 тыс. тонн в сезон 2013/2014 года, когда 500 тыс. тонн было отправлено через Калининград, 340 тыс. тонн — через Лиепаю, 35 тыс. тонн — через Ригу.

Эксперты с большой вероятностью прогнозируют рост экспорта по сравнению с официальным прогнозом, что связано с низкой доходностью продажи зерна внутри страны по сравнению с внешними рынками.

Ценовая конъюнктура

В ноябре цены на зерно росли как внутри России, так и за рубежом. На мировых рынках подорожание объяснялось неблагоприятными погодными условиями. Средняя экспортная цена составила $250 за тонну пшеницы первого класса (более 12 тыс. рублей). В России рост цен был связан с ослаблением рубля и увеличением отгрузки на экспорт, что автоматически сокращало предложение зерна внутри страны. К примеру, если в октябре за тонну пшеницы 3-го класса в центральной полосе России предлагали в среднем 7-7,5 тыс. рублей, то в ноябре цена превысила 9 тыс. рублей. Вместе с тем летом эта же пшеница стоила около 6 тыс. рублей. И тогда аграрии охотно ее продавали, так как им нужно было закупить семена и провести сев озимых. Сейчас же свою продукцию производители зерна придерживают, ожидая еще более значительного роста цен к новому году. Так, в прошлом году в конце декабря пшеница стоила 8,5-9 тыс. рублей за тонну, в этом году, по прогнозам, она будет заметно дороже 10 тыс. рублей.

По данным экспертов, в конце ноября наиболее быстро росли цены на зерно в приближенных к портам регионах юга страны, а также на Урале и в Сибири, где завершение уборки сопровождалось большими потерями. В частности, на юге, Урале и в Сибири продовольственная пшеница подорожала сразу на 2 тыс. рублей за тонну, в Черноземье и Поволжье — на 1,5 тыс. рублей.

В этой связи проводимые государством закупочные интервенции не дали особого результата, так как предлагаемые цены на зерно были ниже рыночных. К примеру, Мин- сельхоз регламентировал, что максимальная цена на пшеницу 3-го класса в рамках зерновых интервенций в Приволжском федеральном округе составляет 6,8 тыс. рублей за тонну, тогда как на рынке за нее давали больше 7 тыс. рублей (см. "Скупые интервенции").

Железнодорожный шлагбаум

На сегодняшний день РЖД предоставляет 67%-ную скидку к тарифу на транспортировку зерновых и зернобобовых культур (пшеница, рожь, овес, ячмень, зерно кукурузы, рис, прочие зерновые, семена сои), а также продукции мукомольной и крупяной промышленности по железной дороге на расстояние свыше 2 тыс. км. Вместе с тем эксперты не исключают отмену льготы, в случае если объем экспорта превысит прогнозные объемы, устраивающие правительство. За счет чего экспорт зерна из центральных регионов страны, Урала и Сибири станет невыгодным, и продукция останется в России.

Вместе с тем в этом году в Черноземье собрали высокий урожай зерна — экспортный потенциал центрально-черноземных областей составляет около 5 млн тонн, что почти в 2 раза выше, чем в прошлом сезоне. Уже в июле-октябре доля экспортных железнодорожных перевозок зерна из этих областей в общем объеме составила около 30%. Конкурировало с ними зерно, поставляемое в южные порты из регионов Северного Кавказа, где урожай также находится на рекордном уровне. Причем южане выигрывают конкуренцию за счет более дешевой логистики. В свою очередь, в Сибири зерна было меньше, чем в прошлом году, из-за ранней зимы. Однако пострадали не все регионы — Красноярскую область, к примеру, непогода обошла стороной. В этой связи местные аграрии готовы продавать зерно не только пострадавшим соседям, но и отправлять его за границу. В результате, по данным КрасЖД, перевозка зерна резко выросла. Так, в сентябре-октябре погрузка зерновых нового урожая составила 86,1 тыс. тонн, что на 56% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Всего за 10 месяцев 2014 года со станций дороги было отправлено 319,2 тыс. тонн зерна и продуктов перемола. В следующем году ожидаются поставки красноярского зерна в Китай.

В целом, по данным РАТ, железнодорожные перевозки зерна и продукции перемола в текущем году намного превысили прошлогодний уровень. Основным экспортером по- прежнему остается Северо-Кавказский экономический район, на который пришелся 61% всех отгрузок (по данным на октябрь). Внутри региона 64% пшеницы на экспорт поставило Ставрополье, 30% — Краснодарский край и 5,5% — Ростовская область. Доля Центрального Черноземья в обеспечении экспорта в сентябре составляла 20%, в октябре — 14%. Если в сентябре по экспортным отгрузкам лидировала Курская область, то в октябре ее место заняла Тамбовская (37%), на втором месте — Воронежская (36%), на третьем — Липецкая (18%) области.

Суммарно октябрьские перевозки пшеницы железнодорожным транспортом на экспорт составили 1 млн тонн. Примерно столько же РАТ перевезла и в сентябре.

СКУПЫЕ ИНТЕРВЕНЦИИ

"Объединенная зерновая компания" (ОЗК) начиная с 30 сентября провела интервенции на шести биржевых площадках в Москве, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Самаре, Екатеринбурге и Новосибирске. Всего было закуплено 215,2 тыс. тонн зерна на общую сумму 1,2 млрд рублей. В основном в них приняли участие Красноярская, Курганская, Саратовская, Ульяновская, Омская области и республики Татарстан и Башкортостан. Запасы интервенционного фонда зерна составили 1,5 млн тонн.

Экспорт зерна и продуктов его переработки через порты Краснодарского края за 10 месяцев текущего года вырос в 1,9 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года

 

ИсточникДатаНаименование материала
Транспорт18.12.2014