13-05-14 / 2014
Новости отрасли
За месяц до окончания трудового контракта деятельность Владимира Якунина опять начала подвергаться критике. Железнодорожники мечтают о...

Деятельность президента РЖД Владимира Якунина, у которого в июне 2014 года истекает срок годичного трудового контракта, вновь подвергается критике. Газета "Ведомости" опубликовала аналитическую статью о неудовлетворительных итогах реформы РЖД, идеологом и проводником которой является Якунин, в части грузовых перевозок. "Программу реформы железных дорог правительство РФ одобрило 18 мая 2001 года. Коротко можно сказать, что ее лозунг - эффективность во всем, - напоминает издание. - Ожидалось, что уже к 2010 году сформируется рынок услуг железнодорожного транспорта, снизятся затраты на перевозку грузов и тому подобное. По данным президента РЖД Владимира Якунина, ситуация на железной дороге не улучшается. Об этом он в начале года написал в письме премьер-министру Дмитрию Медведеву и вице-премьеру Аркадию Дворковичу".

В качестве минусов выделяется: профицит вагонов (1,2 млн сейчас, тогда как необходимо 900-950 тыс.), ухудшающий пропускную и перерабатывающую возможность на сети, падение скорости движения и рост оборота вагонов (с 11 до 16,9 суток), рост порожнего пробега.

Как результат растут издержки железнодорожных компаний-операторов (им приходится платить за перемещение порожних вагонов) и РЖД. Затраты крупнейших железнодорожных операторов (по РСБУ) в прошлом году выросли: у Первой грузовой компании (ПГК принадлежит структурам Владимира Лисина) - на 15% до 89,3 млрд рублей, у Федеральной грузовой компании (ФГК, "дочка" РЖД) - на 22% до 51 млрд рублей. Затраты РЖД выросли почти на 1% до 1,02 трлн рублей. Из-за снижения погрузки падает выручка компаний: ФГК - на 21% до 52,9 млрд рублей, ПГК - на 13,3% до 103,6 млрд рублей, РЖД - на 0,7% до 1,36 трлн рублей.

Для нормализации ситуации с точки зрения диспетчеризации и сокращения порожнего пробега в РЖД предложили операторам отдавать ей управление порожними рейсами. Для этого монополии нужны вагоны, Якунин прошлой осенью говорил о трети парка полувагонов - это 300 тыс. - 400 тыс. штук. Пока отдать РЖД часть полувагонов (114 тыс.) и управление порожними рейсами согласилась только ФГК. Чем закончились переговоры с ПГК - непонятно.

Сложившаяся ситуация, констатируют "Ведомости", ведет к росту затрат у отечественных компаний, пользующихся услугами РЖД. Затраты на транспортировку нефти до НПЗ у ЛУКОЙЛа (железнодорожные перевозки компания отдельно не выделяет) в 2012 году выросли на 17% до 1,24 млрд долларов, в прошлом году - еще на 1,9% до 1,26 млрд долларов. Затраты "Роснефти" на перевозку по железной дороге грузов до НПЗ в 2012 году снизились на 1,3% до 3790 рублей за тонну, но в 2013 году выросли на 1% до 3830 рублей.

У нефтяных компаний есть альтернатива железнодорожным перевозкам - трубопровод. Некоторые грузоотправители переключаются с железной дороги на перевозки автотранспортом. Хуже тем, у кого нет возможности переключиться на другие виды транспорта. В частности, затраты Сибирской энергетической угольной компании (СУЭК) на транспортировку угля по железной дороге в 2012 году выросли на 7% до 1,59 млн долларов.

В прошлом году ФСТ разрешила РЖД предоставлять грузоотправителям скидку (либо надбавку) к тарифу - устраивать так называемый "тарифный коридор". Так, РЖД дала скидку 4% на перевозки проката черных металлов со станции "Магнитогорск-грузовой" (Челябинская область) на экспорт и внутри РФ, говорится в материалах ФСТ. Однако в начале года президент "Роснефти" Игорь Сечин написал премьер-министру РФ письмо, в котором пожаловался на непрозрачность схемы применения права РЖД повышать или понижать тарифы и предложил лишить их "тарифного коридора".

Отметим, что обособление грузоперевозок от других видов деятельности РЖД и развитие в этом секторе конкуренции одна из основных идиологем реформы на железных дорогах страны, реализованной Якуниным и его командой. И претензии в этой части, в отличие от темы "шубохранилища" Алексея Навального, без внимания вряд ли можно оставить.

В окружении Якунина ко всей выходящей сейчас информации о шефе относятся очень внимательно. На кону - судьба поста президента РЖД, и сможет ли сам Якунин пролонгировать свои полномочия пока не ясно. В списке его возможных преемников по-прежнему упоминаются первый вице-президент, экс-губернатор Свердловской области Александр Мишарин (19 июня 2013 года в СМИ была опубликована ложная информация о назначении его президентом компании), экс-министр транспорта, помощник президента РФ Игорь Левитин. Недавно телеканала "Дождь" со ссылкой на собственные источники назвал еще одну фамилию - председателя совета директоров РЖД Кирилла Андросова.

В РЖД с отставкой Якунина связывают другой устойчивый слух - о контр-реформе компании. Многие железнодорожники с тоской вспоминают о некогда единой мощной компании и рассчитывают с уходом Якунина на ее реинкарнацию.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Znak.com13.05.2014