25-01-18 / 2018
Новости отрасли
За медлительность ударят тенге

АО "КТЖ – Грузовые перевозки" КТЖ ГП, дочернее предприятие железнодорожной нацкомпании АО "НК "Казахстан темир жолы" введет экономическую ответственность для грузоотправителей, слишком долго задерживающих подвижной состав в точках выгрузки и погрузки. По мнению перевозчика, такая мера позволит ускорить оборот грузовых вагонов.

В Казахстане оборот подвижного состава подстегнут штрафами. Как отметил президент АО "КТЖ – Грузовые перевозки" Оралхан Кулаков, из-за длительных простоев вагонов на начальных и конечных операциях более 40% вагонов выбывают из оборота, превращаясь в склады на колесах. По этой причине не удается полностью выполнить заявки на подачу вагонов. В такой ситуации, уверен руководитель КТЖ ГП, задерживать вагоны вне перевозочного процесса непозволительно. Размер санкций в настоящее время обсуждается.

Генеральный директор Ассоциации национальных экспедиторов Казахстана (АНЭК) Илья Сегал считает, что такое решение со стороны перевозчика будет как минимум нелогичным.

"Задержки подвижного состава зачастую происходят на путях необщего пользования. Частные вагоны, не имеющие отношения к КТЖ ГП, долго работают на инфраструктуре, не имеющей отношения к КТЖ ГП. И за это госкомпания хочет штрафовать. Наша ассоциация находится в постоянном диалоге с руководством как КТЖ ГП, так и материнской компании, эту инициативу мы обязательно обсудим. Если не найдем понимания, значит, из режима приватной беседы придется перенести дискуссию на площадки Национальной палаты предпринимателей и Министерства транспорта и коммуникаций Казахстана", – подчеркнул Илья Сегал.

Генеральный директор Союза транспортников Казахстана KAZLOGISTICS Канат Альмагамбетов не считает, что такая мера серьезно улучшит сложившуюся ситуацию.

"Текущие условия – это последствия системной ошибки. Раньше был инвентарный парк, правила были просты и понятны для всех, была прописана ответственность всех участников перевозочного процесса. Сейчас в связи с появлением приватного парка проблему вагонов госорганы списывают на владельцев вагонов и клиентов. То есть, с одной стороны, мы получили свободный рынок, с другой – взаимоотношения сторон недостаточно регулируются, нет четких правил игры".

Эксперт отметил, что после кризиса начала расти промышленность, и этот рост обнажил неэффективную работу с подвижным составом, образовался дефицит парка, и в это же время правительство требует срочного вывоза зерна.

"Как только государство требует увеличить перевозки социально значимых грузов, железнодорожный перевозчик начинает выкручивать руки хозяйствующим субъектам, потому что парка не хватает. Предполагается применение главного рыночного инструмента – финансового, то есть штрафных санкций. Поначалу это, конечно, даст небольшой эффект, но только в краткосрочной перспективе. Кроме того, мера односторонняя, санкции будут применяться к грузоотправителям и грузополучателям, а про ответственность перевозчика и оператора мы почему-то забываем. То есть если вагон идет десять дней вместо четырех, перевозчик проблемы в этом не видит – это ведь не его парк. А клиентам советует ради ускорения процесса подключать экспедиторские компании", – отметил генеральный директор KAZLOGISTICS.

По его мнению, сейчас нужно принять четкие прозрачные правила перевозочного процесса в целом и операций с вагонным парком в частности, невзирая на его принадлежность.

"Ранее существовал принцип – вагон кормит железную дорогу. Он должен соблюдаться и в условиях приватного парка, перевозчик не должен отмахиваться от проблем операторов", – резюмировал Канат Альмагамбетов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок25.01.2018