26-10-22 / 2022
Новости отрасли
За лесом груза не видно

С начала года погрузка лесных грузов сократилась более чем на 20% к прошлогоднему уровню. На отрицательную динамику повлиял спад экспорта.

Впрочем, снижение отправок объясняется не только потерями западных рынков из-за введенных санкций. Многие лесопромышленники хотят воспользоваться возможностью отгрузить продукцию в направлении востока, в Китай и другие страны Азии, но сделать этого не могут по причине ограничения провозной способности Восточного полигона и непосредственно погранпереходов.

Между Западом и Востоком Согласно данным Института проблем естественных монополий, в январе – августе Россия экспортировала через свои основные порты и сухопутные погранпереходы 10,1 млн т лесной продукции, тогда как годом ранее – на 37,7% больше. Серьезный спад произошел в Северо-Западном федеральном округе. Там экспорт сократился на 69% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, до 1,6 млн т. Из ДФО за границу отправлено 7,5 млн т лесных грузов – на четверть меньше прошлогоднего результата. Причины падения разные. Как рассказал руководитель направления лесного и лесопромышленного комплекса Корпорации развития Дальнего Востока (КРДВ) Андрей Федоров, если на экспорт из СЗФО повлияли санкции (с 10 июля 2022 г. вступил в силу пятый санкционный пакет Евросоюза, который фактически запретил ввоз лесопродукции из России, а США, Великобритания и Канада ввели высокие пошлины), то на ДФО сказался запрет на вывоз с 1 января необработанной древесины ряда пород (под заградительные меры попали, к примеру, сосна обыкновенная, ель аянская, пихта белокорая, лиственница даурская, занимающие большие площади). В январе – июле экспорт круглого леса с Дальнего Востока (к поставкам за рубеж, в частности, разрешен пиловочник березы, липы, осины) сократился более чем в полтора раза, до 0,9 млн куб. м. По остальным экспортным позициям в КРДВ фиксируют рост: пиломатериалов из ДФО на внешние рынки поставлено 2 млн куб. м (+7% к прошлогоднему уровню), шпона – 272 тыс. куб. м (+7%), пеллет – 163 тыс. т (+26%), бумаги и картона – 35 тыс. т (+41%). При этом у шпона есть возможность для дальнейшего увеличения: в конце августа постановлением правительства РФ разрешены его поставки в Японию. Как отмечает заместитель руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Александр Слободяник, отрицательная динамика видна по экспорту лесных грузов через железнодорожные пункты пропуска Забайкальск, Наушки и морские терминалы Хабаровского края. По сухопутным погранпереходам и портам Приморья пока сохраняется положительный тренд, но за счет того, что был сделан хороший задел в начале года. В последние месяцы в данном регионе наблюдается отрицательная динамика.

Для России Европа была ключевым рынком сбыта продуктов пиления, фанеры, пеллет. Как прогнозирует руководитель аналитического отдела Lesprom Analytics Филипп Чебышев, по итогам 2022 года РФ может недопоставить в Евросоюз 2 млн куб. м хвойных пиломатериалов. Китай как еще один крупный торговый партнер после закрытия европейских рынков приобретает все большее значение. Однако экономика КНР, уточнил генеральный директор Lesprom Network Алексей Богатырев, переживает сейчас не лучшие времена, в том числе из-за пандемии. Это создает сложности в перенаправлении поставок российской лесопродукции, потенциально предназначенной для Европы, в КНР.

Одновременно происходит давление на рыночную стоимость товара. В августе на еловый пиломатериал цена составляла $250-270 за 1 куб. м на условиях поставки FCA в порту Шанхай. Негативный тренд продолжился в сентябре, стоимость опускалась до $230-250. "Есть ожидания, что цена может упасть до $200", – прогнозирует консультант агентства WhatWood Игорь Новоселов. По его словам, восстановление рынка ожидается в I квартале 2023 года.

Дальний Восток не становится ближе Компенсировать потери отечественным лесопромышленникам помогло бы наращивание поставок на рынки Ближнего Востока и в Индию. Но существуют такие проблемы, как высокая стоимость логистики и заградительные ввозные пошлины, которые в некоторых странах доходят до 30%. Восточноазиатские рынки, не считая Китая, также представляют интерес для лесоэкспортеров. В первую очередь это Вьетнам, говорит А. Федоров.

Страна уже импортировала 1,2 млн куб. м пиломатериалов, почти 300 тыс. т фанеры, 150 тыс. т шпона. Причем почти треть российской лесопродукции Вьетнам закупает через Китай. Географическая близость к АТР дальневосточных и сибирских лесоэкспортеров ставит их в более выигрышную позицию по сравнению с западными коллегами. В настоящее время логистические расходы на отправку лесной продукции в восточном направлении для предприятий Северо-Запада обходятся в 50-55% от исходной цены продукта, проинформировал директор по продажам и логистике круглых лесоматериалов ГК "Вологодские лесопромышленники" Анатолий Щербаков. Еще 1,5 года назад стоимость доставки одного кубометра пиломатериалов из Вологодской области в Шанхай обходилась в $39, потом она поднялась до $50. Теперь при прямой перевозке в Китай (через сухопутные погранпереходы) это стоит $90, при мультимодальной (сначала по железной дороге до портов Дальнего Востока, затем морем) – $135, рассказал А. Щербаков.

"Эта логистика, по сути, для нас неэффективна, мы работаем в убыток", – заявил он, добавив, что существующие квоты на отправку грузов в направлении Восточного полигона не дают нарастить объемы поставок. При отправке пило материалов в азиатские страны через порты Юга (Новороссийск) возникает аналогичная ситуация: терминалы и подходы к ним перегружены, логистика выходит дорогая. Арктический маршрут также не устраивает грузоотправителя.

Возросшие расценки на перевозку грузов оказывают серьезное давление на бизнес лесников, подчеркивает директор по логистике ПАО "Сегежа групп" Андрей Юдин. "Какой груз может выдержать давление ставкой?

Высокомаржинальный может в большей степени. Иными словами, если мы хотим перевезти бумагу, мы ее перевезем. Просто выберем такой микс направлений, чтобы уехало 100% грузов, переплатив на дальневосточной логистике, потому что маржинальность продажи бумаги позволяет это сделать. А вот по части пиломатериалов маневра никакого", – рассказал А. Юдин.

Тем не менее в нынешней ситуации, когда в ЕС введен запрет на ввоз продукции из России и еще только тестируются новые рынки, экспортеры будут стараться проехать через Восточный полигон для выхода в страны Юго-Восточной Азии. Поэтому компании поддерживают ввод временных правил определения очередности перевозок грузов, за местивших на некоторое время правила недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре.

Логистика становится проблемой и у дальневосточных лесопромышленников. Многие предприятия готовы произвести гораздо больше продукции, их сдерживают сложности в отгрузке, доставке лесоматериалов до потребителя, подчеркивает гендиректор ООО "Восточная торговая компания" Василий Ганченко. По словам предпринимателя, необходимо активизировать темпы модернизации действующих и строительства новых погранпереходов.

Бороться и искать Эксперты в целом дают пессимистичный прогноз на 2022 год. Как проинформировал А. Слободяник, по его итогам ожидается снижение отправок лесных грузов в пределах 23-26%. "Если говорить о перспективах до 2025 года, то, несомненно, погрузка затем будет расти, однако ее темпы при отсутствии выхода на внешние рынки будут минимальны, рост возможен прежде всего за счет развития внутреннего производства деревообработки. Ожидаю, что в 2025 году мы не выйдем на уровень 2021-го – грузовая база будет ниже", – сказал эксперт.

Положительным моментом станет то, что контейнеризация лесных перевозок продолжит расти. По словам А. Слободяника, в общей структуре погрузки данной номенклатуры груза доля платформ с 2012 по 2021 год снизилась на 15,6%, полувагонов – на 22,3%. Крытые вагоны показывали относительную стабильность, хотя их доля в транспортировке лесной продукции невелика.

При этом темпы контейнеризации существенные. Почти за 10 лет отправки лесных грузов в контейнерах выросли в 4,4 раза. Снижение перевозок в полувагонах и на платформах происходило на фоне сокращения отправок необработанной древесины и увеличения продукции деревообработки. С контейнерным парком наблюдалась обратная тенденция. В 2012 году доля погрузки лесных грузов в контейнерах составляла 5,1%. По итогам 2021-го она поднялась до 17,3%. И если в январе – августе текущего года общая погрузка леса и продукции деревообработки на сети снизилась на 21,4%, то контейнерные отправки лесных грузов сократились лишь на 1,8%. По прогнозу ИПЕМ, при сохранении текущей динамики доля контейнеризации лесных грузов может достигнуть максимального значения за весь 10-летний период и составить 23%.

Поскольку лесная промышленность – одна из наиболее пострадавших отраслей экономики после 24 февраля, она должна рассчитывать на помощь государства, подчеркивает директор по взаимодействию с государственными органами компании "Свеза" Борис Френкель. Лесникам следует предоставить приоритет в перевозках на Дальний Восток, поддержать их субсидированием логистических затрат. Также целесообразно не повышать стоимость аренды лесных участков и продлить хотя бы на 2 года сроки реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

В числе других ожидаемых мер поддержки – введение платы за реально вырубленный лес, когда снижаются объемы лесозаготовительных работ. Не стоит забывать и о внутреннем рынке. Несмотря на общий негативный тренд, за 8 месяцев 2022 года лесные перевозки во внутрироссийском сообщении увеличились на 7,6%. И дальнейший эффект может дать помощь государства в стимулировании развития рынка деревянного домостроения, говорит директор по аналитике "Сегежа групп" Надежда Рязанцева. Она считает, что в нынешних условиях лесопромышленникам необходимо расширять нишевые сегменты на рынках сбыта, предлагать новые продукты в сфере индивидуального жилищного строительства, например SIP-панели, клеен ые деревянные конструкции. При этом расширение линейки продукции глубокой переработки закрепит экспортные позиции отечественных производителей. "Российским игрокам нужно наращивать долю на целевых рынках, не сдаваться, используя свои конкурентные преимущества, инструменты, бороться за эти рынки", – заключила Н. Рязанцева.

Если говорить о перспективах до 2025 г., то, несомненно, погрузка затем будет расти, однако ее темпы при отсутствии выхода на внешние рынки будут минимальны, рост возможен прежде всего за счет развития внутреннего производства деревообработки Компенсировать потери отечественным лесопромышленникам помогло бы наращивание поставок на рынки Ближнего Востока и в Индию. Но существуют такие проблемы, как высокая стоимость логистики и заградительные ввозные пошлины, которые в некоторых странах доходят до 30%

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер26.10.2022