23-11-19 / 2019
Новости отрасли
За границу по рельсам

Экспортные поставки газа обеспечили обратную загрузку Российская компания "СПГ" в ноябре начала поставки сжиженного природного газа из Якутии в Монголию по железной дороге через погранпереход Наушки. СПГ будет использоваться в качестве моторного топлива на муниципальном транспорте в Улан-Баторе. Объем контракта составляет 5 тыс. тонн в год с ростом к 2020 году до 8 тыс. тонн.

СПГ производится на малотоннажном комплексе на железнодорожной станции Нижний Бестях, он введен в эксплуатацию в 2016 году для обеспечения газом объектов АО "Акционерная компания "Железные дороги Якутии" (ЖДЯ), а также на экспорт. Объем производства СПГ сейчас составляет 7 тыс. тонн в год. Однако до конца 2019 года за счет дооснащения комплекса дополнительным оборудованием планируется увеличить объемы газа до 15 тыс. тонн в год.

По словам директора ООО "СПГ" Александра Изместьева, объем первой тестовой поставки для монгольской компании UB Metan составил 36 тонн. Она является собственником метановой заправочной станции, которая работает по схеме регазификации СПГ в компримированный (сжатый) природный газ (КПГ) и 12 заправочных пунктов для обслуживания муниципальных метановых автобусов в Улан-Баторе. Внутренняя Монголия – район активного развития внутреннего производства СПГ в Китае, в котором объем производства превышает 3 млн тонн в год. Этот рынок недоступен для российского трубопроводного газа и СПГ, поставляемого через прибрежные терминалы.

"Это первые в России поставки СПГ за рубеж по железной дороге. Сейчас готовим второй состав, пока формируем его из монгольских криогенных танк-контейнеров. Когда полностью отработаем технологию, перейдем на использование собственного парка", – пояснил "Гудку" Александр Изместьев.

Сейчас у ЖДЯ в собственности восемь криогенных танк-контейнеров производства АО "Уралкриомаш" (АО "НПК "Уралвагонзавод") и две платформы для перевозки танков. Однако по мере роста объемов экспортных перевозок, так как СПГ уже ведет переговоры с Сингапуром, Китаем, Кореей, компания планирует парк расширять.

Как отметил генеральный директор ЖДЯ Василий Шимохин, за счет поставок СПГ в Монголию дорога решает проблему порожнего пробега и увеличивает объемы погрузки. "В сторону Якутска по программе северного завоза мы везем достаточно много груза, включая нефтепродукты, продукты питания, строительные грузы, но обратно до настоящего момента возвращались, как правило, пустые вагоны. Если тепловоз может вести до 5 тыс. тонн, на самом деле везли не более 1,5 тыс. тонн. Поэтому для нас это экономически выгодный проект, тем более что компания "СПГ" планирует значительно расширять мощности действующего комплекса. И на ЖДЯ практически готова инфраструктура для перевозки на расстояние порядка 900 км именно этой номенклатуры груза", – сообщил "Гудку" Василий Шимохин.

По его словам, ЖДЯ под свои нужды сейчас забирает около 1,5 тыс. тонн СПГ в год, в теплые зимы меньше, и развозит его на 10 железнодорожных разъездов, где есть газотурбинные установки для производства электроэнергии и отопления. Крупные станции подключены к линиям электропередачи. Остальные объемы, которые произведет комплекс, можно направить на экспорт. "В экспорте СПГ заинтересовано ПАО "Газпром", и есть реальная возможность нарастить эти объемы до 250–500 тыс. тонн. Для ЖДЯ отгрузка СПГ на экспорт позволит увеличить загрузку железной дороги именно в обратном направлении. Это очень важный фактор, поскольку в настоящее время в обратную сторону дорога загружена не более чем на 15%", – резюмировал Василий Шимохин.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152023.11.2019