13-10-15 / 2015
Новости отрасли
За экономией – «море работы»

На полигоне столичной магистрали по результатам девяти месяцев нынешнего года выполнены установленные ОАО "РЖД" нормативы удельного расхода топливно-энергетических ресурсов ТЭР на тягу поездов. Как выяснил корреспондент "Московского железнодорожника", экономия к праву расхода составила 30,9 млн кВт·ч 1,2 и 1,1 тыс. т дизельного топлива 0,8.

Когда речь заходит о бережливом отношении к топливно-энергетическим ресурсам, ключевым словом является "контроль". Андрей Паршин, начальник топливно-энергетического центра МЖД– За счет чего, Андрей Николаевич, удалось достичь таких показателей? – В первую очередь благодаря уменьшению удельного расхода ТЭР в грузовом движении. Так, по итогам работы за девять месяцев снижение удельного расхода электроэнергии относительно уровня аналогичного периода прошлого года составило 2% на электрической и 2,1% на дизельной тяге. Думаю, что в основе достигнутого результата лежит активно проводимая в последнее время оптимизация численности эксплуатируемого парка грузовых локомотивов. Или, иначе говоря, приведение количества эксплуатируемых локомотивов в соответствие с выполняемым объемом работы. – Ваши выводы тоже строятся на конкретных данных? – Конечно. Так, при снижении объема перевозочной работы в грузовом движении на 3,7% на электрической и на 15,8% на дизельной тяге количество грузовых электровозов эксплуатируемого парка уменьшено на 12%, тепловозов – на 28%. В результате средний вес грузового поезда увеличен на 0,7%, а среднесуточная производительность локомотива – на 7,0%. Расход ТЭР на "горячий" простой локомотивов сократился на 0,1 млн кВт·ч электроэнергии (7,6%) и 0,5 тыс. т дизельного топлива (21,2%). Положительный эффект получен и от улучшения условий пропуска грузовых поездов. В этом плане достигнуто снижение количества допущенных неграфиковых остановок на 25% (в том числе у запрещающих сигналов светофоров). За счет этого сокращен дополнительный расход ТЭР на трогание с места и разгон поездов на 0,6 млн кВт·ч электроэнергии и 0,03 тыс. т дизельного топлива. В совокупности принятые меры и дали результат, поскольку существенно улучшены главные показатели энергоэффективности перевозочного процесса – удельный расход электроэнергии и дизельного топлива. – Какими вы видите перспективы выполнения планов удельного расхода ТЭР, установленных ОАО "РЖД" для столичной магистрали в целом по нынешнему году? – Нам еще предстоит пройти последний квартал 2015-го. Традиционно осенне-зимний период, если сравнивать его с летним, сопровождается повышением непроизводительного расхода ТЭР на "горячий" простой тягового подвижного состава. Этот сезонный фактор обусловлен и особенностями технологии эксплуатации тягового подвижного состава в условиях низких температур воздуха, и необходимостью обеспечения комфортных условий для проезда пассажиров. Очевидно, что уже сегодня следует позаботиться о мерах, которые позволили бы в течение холодного времени года гарантированно обеспечить выполнение удельных норм расхода ТЭР. Я имею в виду дальнейшее продолжение работы по регулированию количества локомотивов эксплуатируемого парка в зависимости от объемов выполняемой перевозочной работы. Здесь необходимо предусмотреть своевременное отставление от эксплуатации в технологический резерв ЦТ и запас ОАО "РЖД" локомотивов по завершении летних путевых работ, обеспечение работоспособности систем автономного прогрева тепловозов, рациональное использование двухдизельных маневровых тепловозов. Разумеется, не следует забывать о контроле расхода ТЭР на "горячий" простой локомотивов. – Андрей Николаевич, применительно к теме этого разговора, судя по всему, ключевым словом является слово "контроль". – Согласен. Когда речь заходит о рачительном отношении к расходу ТЭР, это слово действительно становится емким. Ведь в контексте обсуждаемой темы нужно говорить и об обеспечении контроля целевого использования локомотивного парка с целью недопущения случаев вождения неполновесных и неполносоставных грузовых поездов. Жесткий контроль востребован и для недопущения случаев эксплуатации многосекционных локомотивов для вождения вагонов-лабораторий, путеизмерителей. – Пока ничего не было сказано о пригородном комплексе. Однако от качественной подготовки электропоездов к работе зимой тоже во многом зависят показатели экономии ТЭР. – Тут, как говорится, свое "море работы". Не буду перечислять всего. Остановлюсь лишь на отдельных аспектах. Подготовка электропоездов к работе в зимний период не будет качественной без обеспечения исправного состояния и регулировки автоматических систем отопления вагонов электропоездов. Необходимо постоянно контролировать в процессе эксплуатации работоспособность данных систем. Кроме того, так же, как и в локомотивном комплексе, нельзя допускать случаев нерационального расхода электроэнергии при простое электропоездов в "горячем" состоянии на тракционных путях депо и пунктах оборота. Безусловно, для выполнения целого комплекса этих и других мероприятий, направленных на экономию ТЭР в зимнее время, потребуется постоянная работа командно-инструкторского состава эксплуатационных локомотивных и моторвагонных депо по обучению машинистов локомотивов и электропоездов рациональным и энергоэкономным методам вождения поездов. Думаю, что перечисленные меры с учетом результатов достигнутой экономии за девять месяцев обеспечат выполнение задания компании по итогам 2015 года.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок13.10.2015