20-09-12 / 2012
Новости отрасли
За 8 месяцев текущего года погрузка на сети РЖД по сравнению с прошлым годом выросла на 3,4%

Тем не менее, по-прежнему сохраняются отставание от докризисного 2007 года, которое за этот же период составило -4,2 %.

В то же время установленные на сентябрь повышенные обязательства по погрузке вселяют надежду на то, что это отставание будет постепенно, но неуклонно восполняться. Так, с наступлением сентября к тому же докризисному периоду значительно выросли перевозки угля, нефти и нефтепродуктов и особенно грузов в контейнерах. Отметим заметный прирост в августе к прошлому году грузоперевозок на Приволжской, Куйбышевской и Дальневосточной дорогах. Если же оценивать темпы погрузки нарастающим итогом за 8 месяцев, то здесь в лидерах та же Куйбышевская, а также Октябрьская и Юго-Восточная дороги. В целях привлечения к перевозке высокодоходных грузов, как сообщили в Центре фирменного транспортного обслуживания, проводится модернизация существующего терминально-складского хозяйства. Создаются условия для доставки грузов "от двери до двери", совершенствуются организация грузовой работы на складах временного хранения, взаимодействие со смежниками в зоне таможенного контроля. Компания также проводит мониторинг спроса на свои услуги, оптимизирует существующие продукты и ведет разработку новых.

Существенные результаты приносит и работа по оптимизации управления парком ВСП. Так, в сентябре предусмотрен выход на безубыточный уровень работы этого парка. По данным ЦФТО, в настоящее время парк привлеченных полувагонов насчитывает 105,7 тыс. единиц (22% от общего парка подвижного состава этого типа), в том числе 13,3 тыс. глуходонных полувагонов. При этом его доля в общей погрузке в полувагоны на сети составляет 23,7%. Между тем привлеченные вагоны востребованы в основном на низкодоходных и социально значимых перевозках - для нужд предприятий ЖКХ, электроэнергетики, Минобороны, то есть в непривлекательных для иных собственников грузовых вагонов сегментах перевозок. Как сообщили в ЦФТО, в наибольших объемах привлеченным парком перево зятся строительные грузы (до 41%), несколько отстает уголь (36%). В то же время доля высокодоходных грузов 3-го тарифного класса, перево зимых в этих вагонах, составляет только 8%, в то время как в подвижном составе независимых операторов перевозится 18% объемов такой продукции. Несмотря на это, ОАО "РЖД" удалось заметно повысить эффективность работы парка ВСП. Компания освоила дополнительные рычаги в части технологической эффективности управления перевозкой грузов, а государство получило возможность более полного контроля за ситуацией на рынке грузоперевозок. Улучшилось и положение с обеспечением вагонами мелких грузоотправителей. Снизилась напряженность в сфере перевозок социально значимых грузов, а также с вывозом низкорентабельных грузов. Это не могло не сказаться на стабилизации ситуации в ряде отраслей: в лесном хозяйстве, строительстве и др. А уровень тарифов парка ВСП стал ориентиром для всех участников рынка: было обеспечено сдерживание роста стоимости перевозки грузов в вагонах иных собственников.

На фоне общей положительной сетевой динамики в августе возникли трудности с освоением плановых объемов на Северо-Кавказской дороге. Впрочем, в это время на магистрали традиционно сложная обстановка, что связано с летними путевыми работами, сезонным ростом пассажирских перевозок на этом направлении, а также увеличением объемов перевозок грузов в адрес строящихся олимпийских объектов. Кроме того, трудности вызывает неравномерное предъявление грузов в течение месяца.

В то же время имеющаяся грузовая база позволяет и далее наращивать объемы перевозки. В этой ситуации принимаются все возможные меры по переключению грузопотоков с наиболее проблемных участков на менее грузонапряженные полигоны. При этом логистика перевозок крупных холдингов строится в соответствии с пропускными способностями сети РЖД и может быть скорректирована в случае осложнения ситуации на тех или иных проблемных участках инфраструктуры.

В январе - августе можно отметить значительный рост пассажиропотока (+7,1% по отношению к прошлому году), который обеспечен в основном за счет пригородного сообщения. Вместе с тем по-прежнему актуальна проблема с покрытием выпадающих доходов по пригородным перевозкам. И соответствующая работа с регионами будет продолжена. В то же время в качестве положительного примера можно привести опыт сотрудничества Центральной пригородной пассажирской компании и администраций Москвы и Московской области, а также Куйбышевской дороги, ОАО "Башкортостанская ППК" и Республики Башкортостан, где пригородное сообщение организовано на безубыточном уровне

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок20.09.12Сезонные трудности