06-06-17 / 2017
Новости отрасли
За 33 года сеть прирастет на треть

Завтра в Сочи открывается 12-й крупнейший международный бизнес-форум "Стратегическое партнерство 1520". Одной из его тем станет долгосрочное развитие железнодорожного транспорта.

В планах ОАО "РЖД" значится строительство к 2050 году более 34 тыс. км новых железнодорожных линий. Федор Пехтерев, генеральный директор АО "ИЭРТ"О стратегии развития российских железных дорог – наша беседа с генеральным директором Института экономики и развития транспорта Федором Пехтеревым, который вчера был награжден Почетной грамотой ОАО "РЖД".

– Федор Степанович, расскажите о планах развития железнодорожной инфраструктуры на перспективу. Что предусмотрено в откорректированной Транспортной стратегии развития Российской Федерации на период до 2030 года?

– До 2030 года Стратегией предусматривается построить 7,8 тыс. км дополнительных главных путей и электрифицировать 9,2 тыс. км линий. Кроме того, будет проложено 5,2 тыс. км новых железнодорожных линий, в том числе и грузообразующих протяженностью 1,9 тыс. км, таких как Муслюмово – Теченское месторождение, Полуночное – Обская, Кызыл – Курагино, Новая Чара – Чина, и др. Это также технологические линии общей длиной 2,2 тыс. км, в том числе Мурмаши – Лавна, Лосево – Каменногорск, Карпогоры – Вендинга, Сыктывкар – Соликамск, Салехард – Надым, Карская – Харасавэй и др. Будут построены и новая стратегическая линия Называевская – Коновалово протяженностью 300 км, и три социально значимые: Бийск – Горно-Алтайск, Селихин – Ныш, Ильинск – Углегорск, общая длина которых составит 800 км.

– Что предусмотрено в таком важном документе, как Генеральная схема развития сети Российских железных дорог?

– В Генеральной схеме на период до 2020 года и на перспективу до 2025 года учитываются долгосрочный прогноз целевых показателей развития железнодорожного транспорта, оптимизация инвестиционных затрат на развитие железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава, а также потребность средств для инвестиционного бюджета ОАО "РЖД". Кстати, силами нашего института данная Генсхема ежегодно актуализируется. В ней определяются возможности развития холдинга в целом, содержатся мероприятия по совершенствованию технологий и техники для освоения потребного грузооборота, внедрения инновационных проектов и т.д. Генсхема предусматривает реализацию как отдельных мероприятий по усилению пропускной способности железнодорожных участков (сооружение дополнительных главных путей, строительство и восстановление разъездов, усиление устройств энергоснабжения, электрификация участков, оборудование участков автоблокировкой, удлинение приемо-отправочных путей на станциях, развитие станций), так и комплексных инвестиционных проектов.

– Можете назвать эти проекты?

– Это прежде всего проект "Вынос грузового движения", который связан с организацией скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург – Бусловская. Это и всем известные проекты по комплексной реконструкции участка Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива, а также усиление пропускной способности направления Волховстрой – Мурманск. В южном регионе страны назову комплексную реконструкцию участка Им. М. Горького – Котельниково – Тихорецкая – Кореновск – Тимашевская – Крымская с обходом Краснодарского узла, а также участка Трубная – Верхний Баскунчак – Аксарайская и линий Таманского полуострова. Конечно, нельзя обойти стороной и развитие Восточного полигона, в том числе выходы из Кузбасса, линию Междуреченск – Тайшет, а также ряд проектов по организации скоростного и высокоскоростного движения и другие.

– Все эти проекты можно отнести уже скорее к среднесрочным. А есть ли планы на более отдаленную перспективу, то есть выходящую за рамки 2030 года?

– Да, такие планы уже принимают реальные очертания. Судите сами: перспективный полигон строительства новых железнодорожных линий на территории РФ в период до 2050 года может превысить 34 тыс. км. А это, как известно, более трети нынешней эксплуатационной длины сети железных дорог. В их числе грузообразующие линии, которые будут обеспечивать промышленное освоение новых месторождений полезных ископаемых и развитие промышленных зон. Их ориентировочная протяженность – 7212 км. Протяженность технологических линий, которые в будущем призваны обеспечивать растущие потребности экономики в перевозках и снимать инфраструктурные ограничения в различных регионах, еще больше – 7353 км. Планируем, что общая длина новых социально значимых линий, которые будут строиться для выравнивания уровня развития регионов и повышения транспортной подвижности населения страны, составит 3368 км. И наконец, ориентировочная протяженность новых стратегических линий, обеспечивающих геополитические и геоэкономические интересы страны, должна превысить 16 тыс. км.

– За счет чего достигается качество прогнозирования грузовой базы на такой большой срок?

– Повысить качество прогнозирования грузовой базы помогает разработка транспортно-экономического баланса, или межрегионального межотраслевого баланса грузовых перевозок. Эту работу ОАО "РЖД" проводит совместно с отраслевыми институтами, Институтом народно-хозяйственного прогнозирования РАН.

– Как вы классифицируете проекты?

– В ОАО "РЖД" проведена классификация всего пакета инвестиционных проектов по критерию окупаемости и коммерческой эффективности по трем категориям. К первой категории отнесены проекты со сроком окупаемости 10–15 лет. Это проекты, окупаемость которых достигается именно на этом горизонте, их компания готова профинансировать за счет собственных капиталовложений, а также заемных средств в пределах допустимого уровня долговой нагрузки.

Во вторую категорию включены проекты со сроком окупаемости 15–30 лет. Данные проекты не могут быть в настоящее время профинансированы ОАО "РЖД" за счет внешних источников, так как на рынке отсутствуют заемные средства такой срочности. Они финансируются за счет выпуска инфраструктурных облигаций. И в третью категорию вошли неокупаемые (без возможности долгового финансирования) проекты, то есть те, которые являются полностью неэффективными для ОАО "РЖД". Они финансируются, как я уже отмечал выше, только за счет бюджетных источников, так как только государственный бюджет может вернуть вложения за счет мультипликативного бюджетного эффекта.

– Каков механизм реализации проектов?

– На заседаниях Экспертного совета по инвестиционным проектам ОАО "РЖД" и Инвестиционного комитета ОАО "РЖД" прежде всего проводится оптимизация параметров инвестиционных проектов. Я имею в виду те, что связаны с обновлением и развитием железнодорожной инфраструктуры. А перед этим они проходят глубокую технологическую проработку. Ежегодно в августе-сентябре на заседаниях этого же Экспертного совета рассматривается пообъектное наполнение инвестиционных проектов на среднесрочный период и выбираются оптимальные с технологической точки зрения мероприятия. На основании решений по приоритетности инвестиционных проектов, принятых на заседании Инвестиционного комитета компании, формируется трехлетняя инвестиционная программа, которая впоследствии рассматривается советом директоров ОАО "РЖД" и Правительством Российской Федерации. Для стратегических документов на перспективу до 2025–2030 годов важной также является расстановка комплексных инфраструктурных проектов по приоритетности. Особое внимание мы также уделяем повышению прозрачности инвестиционной деятельности. Проекты уже на протяжении ряда лет проходят процедуру независимого публичного технологического и ценового аудита.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок06.06.2017