12-03-15 / 2015
Новости отрасли
Южные порты метят в рекордсмены

Гавани Азово-Черноморского бассейна традиционно занимают второе место в суммарном грузообороте морских портов РФ. По итогам 2014-го объем перевалки в них увеличился на 11,2%. Рост продолжился и в начале текущего года: только за январь - февраль по отношению к аналогичному периоду 2014-го он составил 22,1%. Удастся ли портам этого бассейна и дальше оставаться в лидерах? О перспективах развития южного направления корреспондент ИА РЖД-Партнер.ру побеседовал с генеральным директором ООО "Новотранс Юг", членом президиума генерального совета ООО "Деловая Россия" Михаилом Розенфельдом.

- Михаил Григорьевич, как Вы считаете, почему южные порты выбились в лидеры?

- Через Азово-Черноморский бассейн, портовые комплексы которого наиболее близки к индустриально развитым регионам, проходит около трети нефти и нефтепродуктов. Да и практически вся перевалка российского зерна (свыше 92%) проходит именно через южные порты.

- Помимо зерна, за счет каких еще номенклатур, на Ваш взгляд, можно обеспечить дальнейшую прибавку в перевалке?

- В условиях ослабления рубля и усиления долговой нагрузки производителям выгодно поддерживать высокий уровень экспорта. Мировая конъюнктура уже повлияла на отгрузку сырьевых грузов, которые в основном проходят через южные порты.

В текущем году вероятен рост экспорта нефтепродуктов. Правительство РФ 27 ноября прошлого года ввело новые вывозные таможенные пошлины на сырую нефть, бензин, дизельное топливо. В связи с этим экспортеры декабрьские объемы поставляли в начале 2015-го. Таким образом, они сэкономили $100 за 1 т на экспортных пошлинах (снижение с $277,5 до $170,2). Заметный объем составило и летнее дизельное топливо, которое в условиях суровой зимы всегда имеет сезонный спрос и потому поставляется за рубеж.

Надо отметить, что Россия производит 10% мировых объемов минеральных удобрений. При этом на экспорт отправляет 70%. Вопрос о квотировании экспортных поставок минеральных удобрений, поднятый зернопроизводителями, пока не решен, но и экспортные пошлины тоже еще не введены.

Однако сокращение инвестиций и промышленный спад уменьшат и без того невысокий экспорт высокотехнологичной продукции, а падение покупательского спроса изменит не только объемы, но и структуру, а также географию поставок импорта для ритейла.

- Усилят ли свои позиции южные порты с развитием инфраструктуры в Тамани и на Крымском полуострове?

- На региональный рынок транспортно-логистических услуг, обеспечивающих рост грузооборота, уже повлияло интенсивное становление инфраструктуры южных портов и развитие партнерских отношений со странами, активно использующими морские перевозки и видящими перспективы партнерства с РФ, несмотря на известную ситуацию с введением санкций ЕС и США и российских контрсанкций.

Конечно, существует соблазн заявить, что на хорошую статистику 2014 года повлияло присоединение портов Крыма (Керчь, Феодосия, Евпатория, Ялта и стивидорных компаний Севастополя), которые теперь учитывает Росстат. Однако общая картина выглядит так: весь грузооборот портов Азово-Черноморского бассейна по итогам 2014-го составил 194,5 млн т, а портов Крыма - всего 4,6 млн т (менее 2,5%).

Нельзя не отметить и то, что порт Тамань, как и ранее, остается важным элементом российского международного транспортного коридора Север - Юг. За 2015 год его грузооборот должен составить уже 30 млн т.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру12.03.2015