19-05-14 / 2014
Новости отрасли
Юрий Матвиенко: «У Новороссийска исторически хорошо диверсифицированная грузовая база»

Новороссийский порт (НМТП) играет определяющую роль в продвижении грузопотоков в южном бассейне. Прогнозами, перспективами и некоторыми аспектами реализации стратегии развития стивидорного гиганта с "Транспортом" поделился генеральный директор ОАО "НМТП" Юрий Матвиенко.

"Транспорт": Юрий Викторович, у вас в этом году знаменательный юбилей. За вашу карьеру вам довелось работать в разных регионах. В чем, на ваш взгляд, специфика и отличие южного бассейна?

— Группа НМТП — крупнейший российский портовый оператор, оказывающий стивидорные, логистические и сервисные услуги в портах Новороссийска на Черном море, Балтийска и Приморска — на Балтийском море. Она обрабатывает около 30% общего грузооборота российских морских портов. А уникальная география присутствия позволяет задействовать все ключевые северо-западные и южные направления российской внешней торговли.

Новороссийск исключительно выгодно расположен по отношению к государствам, являющимся важнейшими внешнеторговыми партнерами России. ОАО "НМТП" обслуживает основные грузопотоки российских грузов в торговле со странами Южной и Юго-Восточной Азии, Средиземного моря, Африки, Южной Америки и Южной Европы.

Помимо непосредственно тяготеющих к Новороссийску областей Центральной и Южной России компания лидирует в обработке грузов, экспортируемых и импортируемых из регионов Урала и Сибири. В последнее время возрастает роль Новороссийска в обслуживании транзитных грузопотоков государств Средней Азии.

Нефтяной терминал компании посредством системы магистральных нефтепроводов соединен с важнейшими нефтедобывающими регионами Сибири, Казахстана и Азербайджана.

Новороссийск — порт не замерзающий, а значит, он может работать круглогодично и лишь в конце зимы — начале весны, когда начинают дуть самые сильные ветра, порт может на несколько дней приостановить погрузочно-разгрузочные работы.

У Новороссийска исторически хорошо диверсифицированная грузовая база. Терминалы НМТП принимают нефть и нефтепродукты, контейнеры, зерно, уголь, железо, удобрения и прочее — очень большую номенклатуру грузов.

На сегодняшний день один из самых перспективных грузов — зерно, несмотря на сильный сезонный фактор. При текущих темпах развития сельского хозяйства и сохранении сегодняшнего уровня внутреннего потребления в ближайшие 5-7 лет экспорт зерна из России может увеличиться в 2-3 раза. Более 80% зерновых экспортируется через южные порты — в близлежащие страны Азии и Северной Африки. Туда, где объемы импорта росли даже в кризисные годы, когда цены на зер новые побили собственные исторические максимумы. Хорошие перспективы для нас обещает уголь. Рост его потребления странами Средиземноморского бассейна — Северной Африкой, Италией, другими странами — в качестве топлива неукоснительно растет. Соответственно растет и перевалка угля через порты Черного моря.

"Транспорт": Если вспомнить основные вехи вашего производственного пути, то какие, на ваш взгляд, наиболее значимые события повлияли на ваше становление как управленца производственно-портового комплекса?

— После окончания Новороссийского высшего инженерного морского училища до 1994 года работал в АО "Сахалинское морское пароходство". С 1994 по 2003 год — вернулся в Новороссийск в ОАО "Новороссийское морское пароходство". С 2003 года работал первым заместителем генерального директора, генеральным директором ЗАО "Морской портовый сервис" (город Приморск, Выборгский район Ленинградской области), генеральным директором ООО "Приморский торговый порт" (2005-2009 годы) и генеральным директором ООО "БалттрансСервис" (2009-2011 годы). В 2011 году вновь судьба вернула меня в Новороссийск.

Работа в трех наиболее важных для российских морских грузоперевозок бассейнах — Тихоокеанском, Балтийском и Азово-Черноморском — позволила мне наиболее полно оценить возможности основных российских портов, специфику их работы в том или ином регионе, с теми или иными грузами.

"Транспорт": Время вашего руководства НМТП совпало с разработкой новой стратегии развития группы. Как она будет реализовываться? С чего решено начать? Когда и какую отдачу начнет давать реализация стратегии?

— В конце 2013 года совет директоров ОАО "НМТП" одобрил концепцию развития ОАО "НМТП" и Группы компаний до 2018 года.

В рамках осуществления плана мероприятий Группа НМТП ставит перед собой ряд масштабных задач: пересмотреть инвестиционные программы (мастер-план) до 2020 года, осуществлять развитие портовых мощностей группы на основе долгосрочных маркетинговых исследований, создать систему долгосрочного планирования и финансовое моделирование на основе перспективных затрат и долгосрочных обязательств, принять программу повышения эффективности производства, создать адаптированные регламенты и стандарты предприятия; создать эффективную систему отчетности и контроля.

Также планируется модернизировать организационную структуру и создать систему корпоративного управления группой компаний. Функциональное объединение будет строиться на основе дирекций по направлениям.

Концепция развития группы до 2018 года будет строиться вокруг проработки центральных инвестиционных проектов: модернизация контейнерных терминалов ОАО "НМТП", ОАО "Новорослесэкспорт" и ООО "БСК", комплексная реконструкция нефтерайона Шесхарис; строительство комплекса для перевалки минеральных удобрений, реконструкция ОАО "НСРЗ" и грузовых районов ОАО "НМТП", развитие портового флота, развитие действующего производства.

"Транспорт": Каких изменений во взаимоотношениях со смежниками- железнодорожниками потребует реализация стратегии?

— Очень многие проблемы, существующие на сегодняшний день, можно снять оптимизацией операционно-диспетчерского управления и внедрением современных технологий отслеживания грузов. Одно только совместное с РЖД и грузоотправителями планирование грузопотока позволяет ощутимо повысить пропускную способность порта и избежать пробок на подъездах к нему.

"Транспорт": В прошлом году НМТП сосредоточился на обновлении перегрузочной техники, установив своеобразный рекорд. Будет ли развиваться такими же темпами флот группы?

— Да, в 2013 году ОАО "НМТП" выполнил рекордный годовой план закупки перегрузочного оборудования, пополнив парк техники на 81 единицу. Нами закупается самое современное оборудование, которое отличается высокой надежностью и хорошо зарекомендовало себя по всему миру. И, конечно, мы будем и в дальнейшем обновлять парк перегрузочного оборудования.

Также в настоящее время ОАО "Флот НМТП" запланировано приобретение одного танкера-бункеровщика и двух судов-нефтемусоросборщиков для работы в водах Цемесской бухты Новороссийска. Естественно, все новые суда будут соответствовать всем предъявляемым к такому оборудованию техническим и экологическим нормам.

В конце 2013 года совет директоров ОАО "НМТП" одобрил концепцию развития ОАО "НМТП" и Группы компаний до 2018 года.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Транспорт19.05.2014