17-09-14 / 2014
Новости отрасли
«Ящики» повернули на восток

Перевалка контейнеров

По данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), контейнерооборот отечественных стивидоров в январе–июне текущего года вырос на 1,6%, до 2,7 млн TEU, при этом груженый экспорт увеличился на четверть по сравнению с прошлым годом — до 468,4 тыс. TEU. Такая динамика обусловлена ростом контейнеризации российских внешнеторговых грузов — в "ящиках" сейчас вывозится металлопродукция, лесоматериалы, химия, промышленное оборудование. Контейнерный импорт в текущем году остался без изменений: 1,2 млн TEU, причем за счет увеличения обратной загрузки порожний экспорт снизился на 7,8%, до 710 тыс. TEU. Объем транзитных контейнерных грузов прибавил 21,5%, увеличившись до 53,9 тыс. TEU. Каботаж сократился на 1,6%, до 264,6 тыс. TEU. Всего в портах было переработано 23,4млн тонн грузов в контейнерах, что на 7,8% больше, чем за аналогичный период 2013 года.

Наибольший прирост контейнерооборота произошел в Дальневосточном бассейне, где погрузка увеличилась на 7,7%, до 774,6 тыс. TEU. Также положительную динамику показали южные порты — объем контейнерных грузов там вырос на 1,1%, до 404,8 тыс. TEU. Вместе с тем на Каспии, где с контейнерами работают всего несколько терминалов, погрузка снизилась более чем наполовину — сказалось уменьшение экспорта металлопродукции и зерна. Балтийский бассейн, занимающий лидирующие позиции в отечественном контейнерообороте, в первом полугодии сохранил стабильность — 1,4 млн TEU, что на 0,6% меньше уровня 2013 года.

Восходящая тенденция

Традиционно контейнерные перевозки используются для транспортировки готовой продукции, продовольственных товаров, дорогостоящего оборудования и химических материалов — то есть грузов, которые требуют особых условий перевозки. Данная номенклатура поступает в Россию в импортных контейнерах. До последнего времени зарубежные "ящики" после разгрузки уходили к себе на родину порожними, однако в последние годы в них стали отправлять на экспорт зерно и зерновые грузы, пиломатериалы, асбест, алюминий, металлолом, листовой металл.

По оценкам транспортной компании "Модуль", занимающейся перевозкой грузов в контейнерах, в текущем году объем отправки грузов нарастили металлурги. Так, компания впервые перевезла в контейнерах медную проволоку с екатеринбургского завода "УралЭлектроМедь" — сначала проволоку погрузили в пакеты, а потом пакеты разместили по шесть штук в 20-футовые контейнеры завода. Затем контейнерным поездом груз доставили на транспортно-логистический комплекс "Модуля" в порту Санкт-Петербург, где он был перегружен в морские контейнеры по восемь пакетов. Опытная перевозка показала, что, несмотря на дополнительную операцию по перегрузке проволоки из железнодорожного контейнера в морской, имеется значительная экономия за счет сокращения количества контейнеров в одной партии. Таким же способом (пакеты в контейнерах) в настоящее время перевозится сера навалом, селитра в биг-бэгах, железная руда навалом, железобетонные опоры, тяжеловесные и негабаритные грузы и многое другое.

Для дальнейшего увеличения контейнерного трафика "Модуль" строит на своем терминале в 10 км от порта Санкт-Петербург комплекс по перегрузке сыпучих грузов из вагонов- хопперов в крупнотоннажные контейнеры 20- и 40-футовики с возможностью их автоматической расфасовки в биг-бэги и мешки. Для подачи вагонов на комплекс построен новый железнодорожный путь. Мощность — 40 тыс. сыпучих грузов в месяц.

Сейчас на терминале перетаривается сера навалом, сталь в пачках, трубы в связках, бетонные опоры, грузы в пакетах на разовых поддонах, бумага в рулонах, а также тяжеловесные машины и негабаритное оборудование.

Помимо металлургов к контейнерам присматриваются и нефтяники. В частности, группа FESCO планирует отправлять в контейнерах продукцию нефтехимии. По словам вице-президента FESCO Константина Кузовкова, у компании есть договоренность с крупной нефтехимической компанией о создании кэптивного терминала. Его построят прямо на предприятии грузоотправителя, поскольку терминал будет обслуживать только эту компанию. "Для предприятия такая система является гарантом отправки произведенной продукции. Для нас развитие кэптивных терминалов интересно тем, что они позволяют сбалансировать грузопотоки, а также загрузить экспортными грузами большое число входящих контейнеров с импортом. В результате порожний пробег снижается до минимума", — отметил он в одном из интервью.

Как уже упоминалось, наиболее ярко тенденция контейнеризации экспортного трафика в текущем году проявилась в тихоокеанских портах. Участники рынка это объясняют растущими экономическими связями между Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Восток

В российских портах Дальневосточного бассейна оборот контейнеров в первом полугодии 2014 года составил 774,6 тыс. TEU, что на 7,7% больше, чем в предыдущем году. При этом груженый экспорт увеличился на 29,5%, до 71 тыс. TEU, импорт — на 6,5%, до 265,2 тыс. TEU, порожний экспорт — на 5,3%, до 166,4 тыс. TEU, транзит — на 21,3%, до 53,7 тыс. TEU, и каботаж — на 2,6%, до 218,2 тыс. TEU.

Большую часть тихоокеанских контейнеров (53,3%) переработал порт Владивосток, где было погружено 413,1 тыс. TEU (+10,4% к 2013 году). Крупнейшим контейнерным стивидором в порту является "Владивостокский морской торговый порт" (ВМТП, входит в транспортную группу FESCO). В первом полугодии он увеличил перевалку на 8,4% — до 242,6 тыс. TEU (31,3% всего контейнерооборота бассейна). Как отмечают представители компании, рост объемов контейнерных грузов связан в первую очередь с модернизацией инфраструктуры портового комплекса, а также с привлечением новых клиентов в импортном и транзитном направлениях. В июне погрузка "ящиков" составила 47,8 тыс. TEU, что является рекордом.

Доля порта Восточный в региональном контейнерообороте составила 31,4%. Там было обработано 243,5 тыс. TEU, что на 8,7% больше, чем в прошлом году. Работающая в порту "Восточная стивидорная компания" (ВСК, входит в Global Ports) является крупнейшим контейнерным оператором на российском тихоокеанском побережье. Текущие мощности ВСК составляют 550 тыс. TEU в год, однако, по данным компании, на существующей территории терминал может увеличить свою пропускную способность в два раза за счет оптимизации работы железнодорожной составляющей.

Через порт Корсаков в первом полугодии прошло 50,9 тыс. TEU, что на 12,2% больше, чем в прошлом году.

Балтика

Традиционно больше всего грузовых "ящиков" в России обрабатывают балтийские порты. В январе–июне текущего года контейнерооборот там составил 1,4 млн TEU, что на 0,6% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Груженый экспорт при этом вырос на четверть до 325,4 тыс. TEU, порожний экспорт снизился на 12,3%, до 407,7 тыс. TEU, импорт сократился на 2%, до 703,7 тыс. TEU.

Большой порт Санкт-Петербург в первом полугодии обработал 1,2 млн TEU, что на 5,1% меньше уровня прошлого года. В акватории Санкт- Петербурга работают четыре контейнерных терминала — ПКТ, "Петролеспорт" (ПЛП) и "Моби Дик", которые входят в группу Global Ports, а также "Контейнерный терминал Санкт-Петербург" (КТСП, входит в UCLH). В прошлом году их суммарный грузооборот составил 2,5 млн TEU, из них 1,1 млн тонн переработал ПКТ, 0,7 млн тонн — ПЛП, 0,4 млн тонн — КТСП и 0,2 млн тонн — "Моби Дик", еще 0,1 млн тонн погрузили мелкие операторы. В январе–мае текущего года контейнерооборот ПЛП сократился на 9%, до 282 тыс. TEU, ПКТ — снизился на 8%, до 408 тыс. TEU, "Mоби Дика" — вырос на 3%, до 96 тыс. TEU.

Объем погрузки КТСП в первом полугодии 2014 года сократился на 1% — до 195,3 тыс. TEU. "Снижение показателя отражает общую тенденцию на стивидорном рынке и обусловлено уменьшением перевалки импортных грузов из-за падения внутреннего спроса и ослабления рубля по отношению к основным мировым валютам в начале года. В целом в импортном направлении объем обработки контейнеров составил 98,3 тыс. TEU, что на 4,9% меньше, чем в январе–июне 2013 года", — отмечают представители компании. При этом экспортный контейнерный трафик вырос на 2,5%, до 97 тыс. TEU, доля груженых контейнеров в общем объеме экспорта возросла с 19 до 35%, составив 34,4 тыс. TEU. Таким образом, по окончании полугодия доля экспорта в структуре контейнерооборота компании составила 50,3%, а импорта — 49,7%.

Порт Усть-Луга за шесть месяцев погрузил 52,1 тыс. TEU, что в 2,4 раза больше 2013 года. Порт Калининград переработал 179,8 тыс. TEU (+17,2%), большая часть которых прошла через "Балтийскую стивидорную компанию" (БСК, входит в группу НМТП).

Отметим, что в акватории Санкт- Петербурга, где снижаются объемы перевалки контейнеров, в ближайшее время появятся новые контейнерные мощности. Так, у КТСП в планах к 2016 году нарастить объемы с 500 до 1500 тыс. TEU. "Моби Дик" уже в этом году намерен увеличить обороты с 220 до 370 тыс. TEU, ПЛП — до 1200–1500 тыс. TEU, ПКТ — до 1600 тыс. TEU. Кроме того, в ближайшую пятилетку должен заработать порт Бронка полной мощностью 1400 тыс. TEU. Причем, как отмечают эксперты, Бронка станет конкурентом Усть-Луге, так как автомобильные подъезды к Бронке будут новыми, а Усть-Луга сможет похвастаться только железнодорожными путями.

Юг

Оборот контейнеров в российских портах Азово-Черноморского бассейна в первом полугодии вырос на 1,1%, до 404,8 тыс. TEU, в том числе груженый экспорт составил 68,9 тыс. TEU (+24,7%), порожний экспорт — 134,7 тыс. TEU (–7,2%), импорт — 201 тыс. TEU (+0,8%).

Лидером по переработке контейнеров является Новороссийский морской торговый порт (НМТП), где оборот "ящиков" составил 393,3 тыс. TEU (+1,2%). Сумма включает погрузку в Новороссийске на терминалах "Новорослесэкспорт" (НЛЭ) и НУТЭП, а также под Калининградом, где работает БСК. Отметим, что по итогам января–мая БСК нарастил грузооборот на 25%, а в апреле установил рекорд по объему месячной перевалки контейнеров в Калининградской области, обработав 20,1 тыс. TEU.

В планах НМТП увеличить мощности по перевалке контейнеров почти втрое — до 1,2 млн TEU. В частности, объемы НЛЭ вырастут до 500 тыс. TEU в год, БСК до 400 тыс. TEU, НУТЭП сохранит 300 тыс. TEU в год. Предполагается, что когда новые мощности НЛЭ будут задействованы как минимум на 75%, начнется строительство тылового контейнерного терминала на базе Западного района НМТП мощностью до 700 тыс. TEU. К 2018 году он должен уже заработать.

Входящий трафик новым мощностям обеспечен, уверены эксперты. Так, губернатор Московской области Андрей Воробьев планирует отправлять грузовые контейнеры из Подмосковья в Новороссийск, для чего потребуется провести дноуглубление Оки. Напомним, что группа "Сумма" (совладелец НМТП) начала строительство транспортно-логистического центра "Усады" в поселке Михнево Ступинского района Московской об

Прошлый год стал первым в истории российского контейнерного рынка, когда рост контейнеропотока на Балтике практически остановился ласти, который должен подержать тенденцию контейнеризации.

Динамика малых южных портов, работающих с контейнерами, в первом полугодии 2014 года была разнонаправленной: если Таганрог снизил их перевалку на 3,2%, до 2,7 тыс. TEU, то Азов нарастил контейнерооборот на 9,3%, до 6,3 тыс. TEU.

В портах Каспия погрузка контейнеров в текущем году резко снизилась — на 55,6%, до 1,8 тыс. TEU. Перевалка экспортных контейнеров составила 0,7 тыс. TEU, что на 59,8% меньше показателя прошлого года, импортных — 0,8 тыс. TEU (–56,5%), каботажных — 0,2 тыс. TEU (–22,7%), транзитных — 22 TEU (в январе–июне 2013 года перевалка не осуществлялась). Снижение перевалки в порту Астрахань составило 57,7%, в порту Оля — 57,5%, в порту Махачкала — 11,1%. По данным экспертов, сокращение контейнерооборота связано с уменьшением экспорта металлопроката в Иран и Индию, а также со снижением отправки зерна в страны АТР. Напомним, что через Астрахань и порт Оля экспортируют свою продукцию ММК и Северсталь.

Север

Контейнерооборот портов Арктического бассейна в первом полугодии снизился на 13%, до 53 тыс. TEU, из которых на экспорт было отправлено 3,4 тыс. TEU, что на 47,8% больше показателя прошлого года, контейнерный импорт прибавил 13,8%, до 3,3 тыс. TEU, каботаж сократился на 16,9%, до 46,3 тыс. TEU. Спад контейнерооборота отмечен в Мурманске — –10,1%, до 23,1 тыс. TEU (43,6% общего контейнерооборота), и Дудинке — –30,4%, до 17,2 тыс. TEU (32,5% контейнерооборота). В то же время в порту Архангельск объем перевалки в текущем году вырос на 24,5%, до 11,7 тыс. TEU.

Рыночные перспективы

В первом полугодии текущего года 10 крупнейших контейнерных стивидоров переработали 2,1 млн TEU, что составляет 77% всего контейнерооборота морских портов России. По сравнению с показателем января–июня прошлого года их перевалка снизилась на 1,7% за счет уменьшения импортного трафика. Напомним, что в прошлом году доля ввезенных в Россию груженых контейнеров составила 44%, а вывезенных — 43%. В текущем году ситуация, похоже, поменяется в пользу экспорта, за счет чего тихоокеанские порты получат наибольший прирост трафика.

По словам директора по развитию компании "Морстройтехнология" Сергея Семенова, 2013 год стал первым в истории российского контейнерного рынка, когда рост контейнеропотока на Балтике практически остановился (при этом на Дальнем Востоке рост составил 18%). До 2011 года рост контейнерооборота в российских портах Балтики исчислялся двузначными числами. В 2012 году рост составил 8%, в 2013 году — менее 1%.

По мнению эксперта, не все новые контейнерные мощности будут загружены, так как уже сейчас существует их профицит. "По всей видимости, это приведет к усилению конкуренции в контейнерном сегменте и реструктуризации планов развития игроков контейнерного рынка", — отмечает он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Транспорт17.09.2014