05-09-19 / 2019
Новости отрасли
Японский механизм ускорения

РЖД и Минтранс Японии предлагают комплексный сервис железнодорожного транзита ОАО "РЖД" начинает второй этап проекта по развитию контейнерных перевозок из Японии в Европу с использованием Транссибирской магистрали. Сегодня планируется первая тестовая отправка контейнера из японского порта Тояма в город Бельско-Бяла (Польша). По словам исполняющего обязанности заместителя начальника Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО "РЖД" Николая Досегаева, в прошлом году проведен ряд тестовых перевозок в сообщении Япония – Россия и к качеству и скорости сервиса по Транссибирской магистрали у клиентов претензий нет.

"За январь – июнь 2019 года объем перевозок внешнеторговых грузов железнодорожным транспортом по территории России в сторону Японии и в обратном направлении составил порядка 24,3 млн тонн (37,9 тыс. ДФЭ). По этому маршруту перевозятся грузы в контейнерах, каменный уголь, лесные грузы, цветные и черные металлы, бумага, автомобили, зерно, машины и станки", – рассказал он "Гудку".

Николай Досегаев также сообщил, что на 5 сентября 2019 года запланирована организация первой тестовой отправки контейнера в сообщении Япония – Европа (из японского порта Тояма в польский город Бельско-Бяла).

"Номенклатура груза – электрооборудование и комплектующие. Оператором перевозки выступит компания "РЖД Логистика", – пояснил он.

По словам генерального секретаря Координационного совета по транссибирским перевозкам Геннадия Бессонова, на сегодняшний день достижения по транзиту из Японии в Европу очень скромные, это связано во многом с тем, что морской фрахт дешевле, чем железнодорожные перевозки. Но ни один оператор пока не готов снизить свои ставки до уровня морских.

"Операторы не могут снижать тарифы ниже собственных затрат. Большая часть платы за доставку груза из Японии в Европу, как ни странно, падает на морской участок от Японии до Владивостока и на европейскую инфраструктуру, а не на российскую часть. Поэтому формирование приемлемой ставки должно быть комплексное, и не только на нашем участке. Здесь вопрос не только в снижении стоимости ставок, но и в сокращении всякого рода издержек и задержек при транспортировке. Мы со своей стороны можем только увеличить скорость перевозки. Кроме того, со стороны наших японских коллег есть определенная инерционность, обусловленная тем, что Япония – это островное государство и вся страна – это большой порт. И поэтому они в первую очередь обеспечивают перевозки морским транспортом, куда вложены очень большие средства японских промышленников. Эта проблема в том числе оказывает влияние на то, что грузы идут морем. Но у меня есть полная уверенность в том, что мы смогли доказать, что транссибирский маршрут является для Японии крайне выгодным", – отметил он.

Эксперт подчеркнул, что интерес к перевозкам по Транссибу со стороны японцев никогда не ослабевал и у России есть большой потенциал, чтобы увеличить транзит из Японии в Европу.

"По этому маршруту всеми видами транспорта идет порядка 2,5–3 млн контейнеров в год. И у нас есть очень большой потенциал для того, чтобы перевести часть грузов на Транссибирский маршрут. Мы работаем над этим целенаправленно уже несколько лет, и в настоящее время созданы определенные технологические условия для беспрепятственной перевозки грузов, выработан постоянный тариф на перевозку грузов, а также существуют транспортные продукты, такие как "Транссиб за 7 дней". Кроме того, у нас на этом направлении работают компании, которые на японском рынке присутствуют давно, такие как FESCO и "ТрансКонтейнер". И во многом они уже смогли показать и доказать свою состоятельность в перевозке грузов", – добавил он.

Николай Досегаев напомнил, что 24 мая текущего года в Токио состоялся бизнес-форум "Транссиб для Японии", в котором приняли участие руководители крупнейших японских и российских транспортно-логистических компаний. С японской стороны в мероприятии приняли участие более 200 представителей транспортно-экспедиторских и торгово-инвестиционных компаний.

"С учетом итогов бизнес-форума работа с Минтрансом Японии и японскими компаниями по развитию комплексного сервиса "от двери до двери", включая налаживание регулярного прямого морского сообщения Японии с портами Дальнего Востока, будет продолжена", – заметил он.

Николай Досегаев также добавил, что РЖД самостоятельно не занимаются привлечением в проект отдельных партнеров, а создаваемые холдингом условия железнодорожных перевозок в сообщении с Японией одинаковы для всех клиентов и ими может воспользоваться любая транспортно-логистическая компания или грузовладелец.

Отметим, что FESCO и "РЖД Логистика" в конце мая отправили тестовый контейнер из Йокогамы через Владивосток во Вроцлав. Тогда время в пути составило 19 дней, в то время как доставка через Суэцкий канал занимает 45 дней.

По словам генерального директора транспортной группы FESCO Александра Исурина, многие японские грузоотправители, такие как Yamaha, Toyota, Subaru, Komatsu и Hitachi, заинтересованы в сухопутном железнодорожном маршруте по территории России.

"Европа – это один из крупнейших потребительских рынков в мире. Кроме того, здесь расположено большое количество производств товаров с высокой добавленной стоимостью, компоненты и комплектующие для которых поставляют из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Скорость доставки имеет большое значение. Маршрут через Дальний Восток – один из самых перспективных с точки зрения возможностей экономии времени и обеспечения ритмичности поставок", – отметил он.

Старший научный сотрудник Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Виктор Кузьминков считает главным преимуществом транссибирского маршрута надежность и скорость.

"На традиционных морских направлениях, которые использует Япония, есть проблемы с Китаем, постоянно расширяющим свое влияние. Другие страны, в том числе Япония, ему отвечают, нестабильность нарастает. Кроме того, есть фактор Северной Кореи. С этой точки зрения более безопасный путь – через нашу территорию", – заметил он.

Как ранее сообщал "Гудок", в конце мая ОАО "РЖД", Министерство транспорта РФ, Министерство земель, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии и Ассоциация транссибирских интермодальных операторов Японии (TSIOAJ) в пятницу подписали меморандум об организации регулярных железнодорожных контейнерных перевозок по маршруту Япония – Россия – Европа. В документе декларируется увеличение объема перевозки транзитных грузов по Транссибирской магистрали до 1,9 млн TEU к 2025 году.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок05.09.2019