18-05-16 / 2016
Новости отрасли
Японцы не прочь выжать из угля

Marubeni обсуждает с СУЭК производство метанола в Ванино

Российские власти активизировали переговоры о вхождении в угольные проекты на Дальнем Востоке японских партнеров - "Колмар" готов начать экспорт в Японию угля из Якутии, а СУЭК и Marubeni изучают перспективы переработки угля в метанол в Ванино (Хабаровский край). Эксперты отмечают, что японский рынок заинтересован в угле из России, и идея его переработки в Ванино, где скрещиваются потоки нескольких угольных экспортеров, выглядит логичной, а расположение рядом с рынком Китая, где быстро растет потребление метанола, сулит неплохие перспективы.

Российская сторона представила японскому бизнесу ряд новых проектов, и крупные компании "будут изучать эти возможности", заявил глава угольного и топливного департамента японской компании Nippon Steel & Sumitomo Metal Коитиро Харада в ходе визита в Японию вице-премьера Юрия Трутнева (цитата по ТАСС). Среди интересных для японских компаний - проекты "Колмар" и СУЭК. "Колмар" (структура Volga Group) уже летом готов начать экспортные поставки из Якутии. "По первой промышленной партии в 20 тыс. т будем заключать соглашение уже в июне. Первая компания - Sojitz", - заявил гендиректор УК "Колмар" Сергей Цивилев. По его словам, поставки с Инаглинского ГОКа пойдут через входящий в Volga Group терминал "Сахатранс" в Ванино (Хабаровский край).

Как заявил губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт, СУЭК и японская Marubeni анонсировали еще один проект в Ванино - предприятия по переработке угля и производству метанола. Marubeni готова не только инвестировать средства, но и покупать продукцию. Сумма капиталовложений, их структура и параметры производства пока не раскрываются. "Они говорят - заберем все, что вы переработаете. Это выгодный проект, поскольку есть потребитель продукции. Думаю, что территория свободного порта (заявку на присвоение подобного статуса вслед за Владивостоком Ванино регион подал в Минвостокразвития.- "Ъ") будет наиболее выгодна",- сказал Вячеслав Шпорт. В Ванино действуют ЗАО "Дальтрансуголь" (структура СУЭК) и ОАО "Ванинский морской торговый порт" (аффилирован со структурами "Мечела"), а в бухте Мучке строит свой терминал на 12 млн т к 2017 году ОАО "Сахатранс". Все проекты так или иначе завязаны на японские и китайские энергетические концерны, которые будут потребителями продукции.

Заместитель редактора "Металлоснабжение и сбыт" Леонид Хазанов отмечает, что японцы заинтересованы в реализации российских угольных проектов по трем причинам. "Во-первых, регионы восточнее Урала входят в зону их стратегических интересов, во-вторых, они стараются не опоздать за китайскими игроками, которые здесь очень активны, в-третьих, после аварии на АЭС "Фукусима-1" много закупается угля для снабжения работающих на нем электростанций",- перечисляет он.

По оценкам Минэнерго, экспортные цены на российский энергетический уголь за последние пять лет в долларах снизились в 1,6 раза, на коксующийся - в 2,2 раза. Господин Хазанов отмечает, что цены на энергетический уголь сейчас колеблются в диапазоне $40–50 за тонну в зависимости от региона, немного поднявшись по сравнению с январем-февралем. Это связано с тем, что Япония, Китай, Южная Корея слегка увеличили закупки угля, пользуясь слабостью его рынка и относительно невысокими ценами, к тому же сократился экспорт угля из Австралии, Индонезии и США. Переработка угольного сырья в Ванино выглядит логично, считает господин Хазанов, поскольку его можно получать от любых производителей, а готовую продукцию отгружать на экспорт.

По данным центра кластерного развития "Кузбасский технопарк", с 64 млн т в 2014 году потребление метанола в мире вырастет до 109 млн т к 2023 году. При этом главным драйвером роста потребления должен стать Китай (плюс 37 млн т), который будет наращивать импорт (емкость рынка - 5–22 млн т), сейчас основное потребление метанола также приходится на Азию - 65%. Российские производители выпускают 3,5–4 млн т метанола в год, большую часть - из природного газа. Экспорт метанола из России в 2014 году вырос почти на 11% и достиг 1,5 млн т.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ18.05.2016