16-02-15 / 2015
Новости отрасли
Январь разогрел перевалку на морских причалах

Ускоренный рост грузоперевалки в морских портах России в январе 2015 года на фоне негативных явлений в российской экономике представляется удивительным: прибавка, по данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), по сравнению с аналогичным периодом 2014-го составила 12,2%. Неужели это новый тренд, который сохранится и в дальнейшем?

Увеличилась обработка на терминалах большинства массовых грузов: угля (+13,8%), черных металлов (+10,2%), зерна (рост в 1,6 раза), минеральных удобрений (+13,4%), нефти (+5%), нефтепродуктов (+32,7%) и сжиженного газа (+12%). Основным драйвером стал прежде всего экспорт (+15,4%) и частично каботаж (+36,6%).

Правда, из общего правила есть и исключения: вывоз руды за рубеж через российские морские терминалы сократился на 42,7%. По словам старшего аналитика компании "Велес Капитал" Айрата Халикова, мировые цены на эту номенклатуру резко упали и ее экспорт из России практически прекратился. В конце прошлого года "Северсталь" и "Мечел", например, практически полностью остановили продажу руды сторонним покупателям, сохранив отправки металлургического сырья только на свои предприятия, отметил А. Халиков.

Также стивидоры сократили обороты по импорту и транзиту, которые соответственно снизились на 23,2 и 3,8%. Импорт потянул за собой обработку контейнеров (-16,4%) и металлолома (-5,9%), что негативно сказалось на показателях, в частности, Большого порта Санкт-Петербург.

Однако уход в минус этой группы стивидорных компаний не помешал портам Балтийского бассейна в целом выйти в плюс благодаря экспортно ориентированным терминалам. В первую очередь благодаря Усть-Луге, где дополнительным фактором для роста перевалки на причалах стало слаженное взаимодействие с железной дорогой. В итоге - рекордная прибавка в 27,3%.

Если же оценивать ситуацию в целом, то в большинстве морских портов прирост был обеспечен отложенным спросом в декабре прошлого года. В Южном бассейне он образовался в первую очередь из-за форс-мажора: плохая погода заставила прекратить перевалку на причалах. В Дальневосточном бассейне морские порты увеличили перевалку грузов в январе 2015-го благодаря контрактам, заключенным в прошлом году. И на январь пришелся пик отгрузки.

"Контракты долгосрочные, что и обеспечит основу для роста объемов переработки в текущем году. Это касается Китая, Японии и Южной Кореи. Сейчас ведется работа по заключению новых договоров. Просматриваются дополнительные грузопотоки", - уточнила специалист по связям с общественностью Ванинского порта Юлия Доблер. По ее словам, грузопотоки, ориентированные на страны АТР, устойчивые, потому что у российских стивидоров сложились достаточно стабильные взаимоотношения с грузополучателями данного региона. Для диверсификации рисков большинство стивидорных компаний сохранят универсальность своих причалов. "Сегодня мы перерабатываем уголь, глинозем, лес и металлы. Но при этом стремимся расширить номенклатуру, - сказала Ю. Доблер. - В частности, если придут новые грузополучатели, то мы получим каботажные грузы на Магадан - это обеспечит финансовую устойчивость при самых разных обстоятельствах".

Один из признаков уверенности портовиков - приобретение нового перегрузочного оборудования. Оно рассчитано именно на те номенклатуры, за счет которых планируется обеспечить дальнейшую прибавку в перевалке. Подобные решения, по данным АСОП, приняты крупными стивидорами как на Юге, так и на Дальнем Востоке.

В результате, так или иначе, в январе 2015 года портовики наверстывали объемы, упущенные в декабре 2014-го, считают эксперты ЗАО "Морцентр-ТЭК".

Кроме того, на рост грузооборота в морских портах России в январе 2015 года повлиял и ряд других фундаментальных причин, считает заместитель заведующего отделением развития транспортного рынка ОАО "Институт экономики и развития транспорта" (ИЭРТ) Павел Шестаков. По его словам, в отдельных сегментах мирового рынка сложилась благоприятная конъюнктура. Плюс произошло снижение курса рубля к доллару и евро, что позволило предприятиям наращивать объемы отправок своей продукции за рубеж. "Соответственно увеличилась по большей части именно перевалка экспортных грузов (+15,4%). Это уголь, металлы, минеральные удобрения, нефть, нефтепродукты и сжиженный газ", - отметил П. Шестаков. Причем в январе экспорт подстегнул рост тарифов ОАО "РЖД": сейчас индексация плюс повышающий коэффициент на экспорт приводят к суммарному увеличению транспортных затрат почти на четверть по сравнению с прошлым годом. Экспортеры спешили оформить отправку грузов до того момента, как эти положения вступили в силу. "Как в такой ситуации поведут себя железнодорожные операторы - повысят ли следом свои расценки? Как будет складываться конъюнктура на мировом рынке в дальнейшем? На эти вопросы пока сложно ответить. Поэтому нельзя утверждать, что январские темпы роста грузоперевалки в морских портах сохранятся и в последующие месяцы 2015 года", - сказал П. Шестаков. Однако, по его мнению, сейчас складываются предпосылки для стабильного роста грузооборота в морских портах в Южном бассейне в ближайшей перспективе, в долгосрочной - на терминалах Дальнего Востока, где по мере увеличения пропускной способности железнодорожной инфраструктуры и стивидорные компании будут наращивать свой грузооборот.

Особо стоит отметить ситуацию, связанную с нефтегрузами. Их стало выгодно продавать за рубеж, поэтому и наблюдается всплеск перевалки данной номенклатуры, полагает директор ООО "Гекон" Михаил Григорьев. По его словам, прокачка нефти возросла на всех ключевых для РФ наливных терминалах, включая Приморск. Причина - налоговый маневр в нефтяной отрасли: в январе 2015 года снижены пошлины на экспорт этой номенклатуры и повышен НДПИ. Это было сделано как раз для того, чтобы поддержать экспортеров. "Снижение экспортной пошлины привело в движение и перевозки нафты по железным дорогам. Ее стали активно отправлять в другие страны", - рассказал М. Григорьев. Для нефтегрузов были и другие причины, стимулировавшие январский рост перевалки этой номенклатуры в морских портах. Например, закрытие кассового разрыва в январе, когда некоторые нефтяные компании испытывали проблемы с выплатами и пытались их решить за счет активизации экспорта. При этом, правда, как полагают эксперты, сложно ожидать, что нынешний экспортный бум нефтегрузов продлится долго. "Правительство вряд ли допустит существенный отток этой номенклатуры за рубеж в преддверии посевной, когда дополнительные объемы топлива потребуются на внутреннем рынке", - сказал М. Григорьев.

Впрочем, при этом могут действовать разнонаправленные тенденции: например, у РФ появились определенные обязательства по экспорту нефтегрузов в Китай. Так что в дальнейшем возможны колебания в объемах их перевалки в морских портах, прогнозирует М. Григорьев. Аналогичная ситуация может сложиться и по другим видам грузов в зависимости от колебаний мирового спроса на тот или иной вид продукции.

"В целом в конце 2015-го динамика будут существенно ниже - прирост перевалки ожидается на уровне +5% к 2014 году. Есть ряд номенклатур, которые могут потянуть обработку грузов на причалах вниз", - полагает представитель ЗАО "Морцентр-ТЭК".

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру16.02.2015