05-12-16 / 2016
Новости отрасли
Якутский уголь ищет пути

Программа развития Восточного полигона нуждается в корректировке.

Об этом было заявлено на прошедшей в Хабаровске в минувшую пятницу встрече руководства Дальневосточной дороги с представителями правительства Якутии, "Железных дорог Якутии" (ЖДЯ) и компаний-отправителей.

Речь, в частности, идет о включении в программу финансирования развития Восточного полигона реконструкции линии Беркакит – Бестужево, которая связывает железные дороги Якутии с БАМом. Здесь требуются удлинение путей действующих станций и увеличение их путевых емкостей, модернизация пути. Ориентировочная стоимость проекта – 28,7 млрд руб. Результатом станет увеличение пропускной способности с 11 до 16 пар грузовых поездов. Это позволит решить транспортную задачу по росту перевозок на ближайшие 10 лет.

Однопутный участок Беркакит – Бестужево протяженностью более 200 км в отличие от других направлений Северного широтного хода ДВЖД не вошел в проект развития Восточного полигона до 2020 года. Когда формировалась эта программа, значимого прироста к перевозкам на данной линии согласно заявкам отправителей не предвиделось.

Основную загрузку участка обеспечивает один из стратегических клиентов ДВЖД – "Якутуголь" (входит в холдинг "Мечел"), разрабатывающий Нерюнгринский разрез. Объемы отправок у него стабильные – 8–8,5 млн тонн в год, и ввод новых мощностей компания не планирует. Однако ситуация изменилась с активизацией другого угледобывающего холдинга – "Колмар", который сейчас развивает два горно-обогатительных комплекса "Денисовский" и "Инаглинский". В частности, в прошлом году последний получил господдержку.

Погрузка продукции "Колмара" осуществляется на станциях ЖДЯ Чульбасс и Денисовский. В январе – октябре Дальневосточной дорогой принято с ЖДЯ 43,1 тыс. вагонов, из них 24,8 тыс. были отгружены данным холдингом. По итогам года компания планирует отгрузить около 3 млн тонн угля, в 2017-м – 5 млн, в 2018-м – 7,3 млн, в 2019-м – 12 млн, в 2020-м – 14,7 млн тонн.

Как отметил глава Нерюнгринского района Виктор Станиловский, сегодня на мировых рынках для угольщиков складывается благоприятная конъюнктура (так, индексы спотовых цен на премиальный коксующийся уголь к середине сентября преодолели отметку $200 за тонну, а в начале ноября перешли уровень в $300), отрасль становится инвестиционно привлекательной. В частности, разработкой угольных запасов на юге Якутии планирует заняться еще один холдинг – СУЭК. В то же время южные районы Республики Саха (Якутия) богаты не только углем, здесь сосредоточены крупные залежи металлов, поэтому стоит ожидать в перспективе и перевозок железной руды, говорит Виктор Станиловский.

ЖДЯ готовят инфраструктуру к росту перевозок – средства на эти цели заложены в госбюджете. Уже реконструирована станция Чульбасс под вывоз 6 млн тонн угля ежегодно, на очереди работы на станциях Чульман и Нерюнгри-грузовая.

По словам министра транспорта и дорожного хозяйства Якутии Семена Винокурова, местные недропользователи, включая "Колмар", ставят вопрос об увеличении пропускной способности линии Беркакит – Бестужево, а также Беркакитского узла, находящегося на стыке ЖДЯ и ДВЖД.

Эта же тема поднималась на совещании по развитию транспортной системы Республики Саха (Якутия), которое провел 15 ноября в Якутске дальневосточный полпред – вице-премьер РФ Юрий Трутнев.

Ежегодная провозная способность участка Беркакит – Бестужево – 13,2 млн тонн. Сейчас загрузка в грузовом направлении составляет 78%, и уже в следующем году резервы могут быть исчерпаны. По прогнозам Института экономики развития транспорта, перевозка грузов к 2020 году может потребовать от инфраструктуры 10,8 млн тонн дополнительных мощностей.

В сентябре специалисты ДВЖД подготовили инвестиционную заявку и материалы о необходимости развития участка Беркакит – Бестужево. Как рассказал главный инженер ДВЖД Сергей Рябов, прежде всего проект включает в себя реконструкцию действующих раздельных пунктов. На станциях Нагорная и Могот будут удлинены до вместимости 71 условный вагон приемо-отправочные пути, а на станциях Беркакит, Окурдан, Золотинка, Аям, Якутский, Рихард Зорге помимо удлинения нужно еще построить дополнительные. Реконструкция затронет также Беркакитский узел как пункт передачи поездов с соседних дорог. Кроме того, необходим второй путь на перегоне Аям – Золотинка, который остается одним из главных лимитирующих участков. В числе других мер – модернизация пути с заменой стрелочных переводов на железобетонном основании, оснащение линии автоблокировкой, строительство в Беркаките пункта технического обслуживания локомотивов.

Предложения ДВЖД были поддержаны на оперативном штабе ОАО "РЖД" по развитию БАМа и Транссиба, который прошел 25 ноября в Иркутске. А в минувшую пятницу в Хабаровске состоялась встреча руководства ДВЖД с представителями правительства Якутии, ЖДЯ и компаний-отправителей, на которой говорилось о подаче документов на корректировку программы развития Восточного полигона. Конечное решение должно быть принято Правительством России.

"Как только реализуем эти мероприятия, думаю, железные дороги Дальнего Востока получат еще один импульс ускоренного развития, а Республика Саха (Якутия) будет иметь гарантированное транспортное сообщение со всей сетью железных дорог", – заключил Сергей Рябов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок05.12.2016