03-03-21 / 2021
Новости отрасли
Якутия планирует к 2024 г. увеличить добычу угля до 80 млн. т при развитии восточного БАМа - глава региона

Объемы добычи угля в Якутия в 2021 году планируется увеличить в 2 раза - до 39 млн тонн, а к 2024 году до 80 млн тонн с учетом расширения Байкало-Амурской магистрали (БАМ), сообщила пресс-служба правительства региона с ссылкой на главу республики Айсена Николаева.

В настоящее время в Якутии вводятся в строй новые обогатительные мощности, увеличена собственная железнодорожная инфраструктура до БАМа.

Вместе с тем, Николаев отметил, что "развитие транспортной инфраструктуры России в восточном направлении отстает от темпов роста якутской угольной промышленности". "Дальнейшая реализация проектов полностью зависит от провозной способности БАМа на участке Тында-Комсомольск. Мы поддерживаем инициативу РЖД по введению инвестиционного тарифа для развития БАМа, в особенности в части подходов к портам Совгавань и Ванино", - подчеркнул он.

"Расширение восточного участка БАМа позволит России выйти на новый международный уровень в угольной отрасли", - добавил глава Якутии.

Это позволит повысить число занятых в угольной промышленности в республике до 21 тысячи человек уже к 2024 году, а объем налоговых поступлений до 42 млрд рублей, говорится в сообщении.

Как сообщалось, президент РФ Владимир Путин не против выделения ОАО "Российские железные дороги" средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) на расширение инфраструктуры под вывоз угля из Якутии.

"Поручаю правительству представить дополнительные предложения по развитию восточного участка Байкало-Амурской магистрали. Речь идет об увеличении вывоза угля из Якутии в восточном направлении - руководитель (региона - ИФ) сегодня об этом упоминал", - заявил глава государства по итогам совещания по вопросам развития угольной отрасли, которое он провел 2 марта.

Ранее, как писал "Коммерсантъ", по поручению вице-премьера РФ Юрия Трутнева "Российские железные дороги" оценили объем и стоимость мероприятий, необходимых для вывоза с новых месторождений Дальнего Востока всех заявленных объемов продукции. Монополия подсчитала, что грузопоток, "не укладывающийся" в имеющиеся планы по развитию "восточного полигона" в этот период, может достичь 56,6 млн тонн.

Для их вывоза, по данным газеты, компания предложила дополнительно развивать "восточный" участок Байкало-Амурской магистрали Тында-Комсомольск-Ванино с созданием 956 км главных путей, электрификации 1,7 тыс. км, строительством моста через р.Амур и нового Кузнецовского тоннеля (Хабаровский край).

Эти мероприятия, по расчетам "Российских железных дорог", будут стоить 700 млрд руб. без учета энергоснабжения участка Тында-Комсомольск и потенциальной потребности в развитии портов Ванино-Совгаванского узла, отмечало издание. Это сопоставимо с затратами на II этап развития БАМа и Транссиба, который должен завершиться в 2024 г. увеличением пропускных мощностей до 180 млн тонн в год (сейчас - 124,9 млн тонн).

Собрать такую сумму, писал "Коммерсантъ", РЖД предлагали за счет целого ряда мер, в том числе предоставления льготы по налогу на имущество, введения на участке Тында-Ванино условия ship-or-pay, дополнительного инвестиционного тарифа в 0,25 руб. за тонно-километр с 2026 г., привлечения частных инвесторов к выкупу "вечных" бондов компании, а также обсуждаемого сейчас механизма дальневосточной концессии.

Последняя, пояснял в январе глава министерства РФ по развитию Дальнего Востока Алексей Чекунков, отличается от стандартной тем, что расходы по процентам, которые несет государство, перекладываются на бенефициаров инфраструктуры в виде сбора, который те начинают платить после запуска объекта, поясняла газета.

Сейчас в базе II этапа проекта по развитию "восточного полигона" учтены лишь 13,4 млн тонн грузов с Эльгинского месторождения (принадлежит "А-Проперти" Альберта Авдоляна) с 2025 г., хотя разработчиком заявлены 30 млн тонн с 2025 г. и 50 млн тонн в 2030-х гг. Объемы Сугодинско-Огоджинского месторождения (Амурская обл., 25% - у "Ростеха", 75% - у компании Екатерины Лапшиной, ранее управлявшей активами Авдоляна и его партнера Сергея Адоньева) на уровне 20 млн тонн в 2025-2030 гг., не учтены в планах вообще", уточняло издание.

В своих расчетах "Российские железные дороги" предлагали рассмотреть идею восстановления первоначальной структуры грузопотоков, которые предусматривались I этапом развития "восточного полигона". Она предполагала, что будет идти меньше грузов Кузбасса и больше - с дальневосточных месторождений. Тогда перевозка угля из Кузбасса сократится до 39,5 млн тонн, но это, писала газета, позволит дополнительно вывезти лишь 16,6 млн тонн с Эльги, а вывоз с Огоджи обеспечен не будет, писал "Коммерсантъ".

Также, по его данным, монополия предлагала предусмотреть приоритет грузоотправителей Дальнего Востока, скорректировав правила недискриминационного доступа (с 2020 г. по ним распределяются ограниченные пропускные способности "восточного полигона"). "Российские железные дороги" уже обратились в министерство транспорта РФ с идеей корректировок - в частности, введения приоритета для коксующегося угля и продукции малого бизнеса. Решение по этому вопросу пока не принято, говорил изданию в середине февраля представитель ведомства.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс03.03.2021