05-03-14 / 2014
Новости отрасли
Якунин vs Нижний Тагил

Избирательная политика РЖД по отношению к вагонам производства Уралвагонзавода может вызвать спад производства на крупнейшем тагильском предприятии и спровоцировать социальное напряжение в городе. Об этом говорится в обращении к российскому премьеру Дмитрию Медведеву, которое отправил депутат Госдумы Геннадий Носовко по просьбе коллег из городской думы Нижнего Тагила. У депутатов есть основания полагать, что РЖД лоббирует интересы конкурента УВЗ - завода в ленинградском Тихвине.

Вопрос о том, что Уралвагонзавод (крупнейший российский производитель железнодорожных грузовых вагонов) вынужден работать "в условиях недобросовестной конкуренции", поднял вице-спикер думы Нижнего Тагила Леонид Мартюшев. По его словам, УВЗ не может принять участие "в одной их самых эффективных программ по стимулированию спроса - введению льготных железнодорожных тарифов для инновационных вагонов". "Основная причина заключается в необоснованном затягивании ОАО "Всероссийский НИИ железнодорожного транспорта" ("дочка" РЖД) в оформлении документов, подтверждающих статус "инновационности" грузовых вагонов УВЗ", - говорится в обращении Мартюшева к депутату Госдумы от "Справедливой России" Геннадию Носовко. По мнению Мартюшева, ситуация может привести к спаду производства и "вызвать негативные социальные последствия" в Тагиле (на УВЗ работает около 30 тыс. человек). Депутат Госдумы Носовко в свою очередь обратился за помощью к председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву. В обращении к премьеру Носовко отдельно подчеркнул, что спад производства, обусловленный существенным уменьшением прибыли УВЗ, приведет в итоге к снижению поступления налогов в бюджет города.

В 2014-2016 годах правительство РФ намерено потратить 7,1 млрд рублей на льготы покупателям инновационных вагонов. Об этом говорится в постановлении, опубликованном на сайте кабмина. В 2014 году будет выделено 2,61 млрд рублей. Речь идет о компенсации процентной ставки лизингового платежа (до 90% ставки рефинансирования ЦБ) или скидке на аванс при утилизации старого вагона.

Производством инновационных вагонов, помимо УВЗ, в России занимается также Тихвинский вагоностроительный завод (входит в Объединенную вагонную компанию (ОВК) группы ИСТ). По данным агентства "Infoline-аналитика" (на него ссылается газета "Ведомости"), в 2013 году Тихвинский завод увеличил производство вагонов в два с половиной раза до 3238 штук. Уралвагонзавод - сократил на 26,5%, до 20560 штук.

Затягивание сроков согласования документации УВЗ играет на руку тихвинскому заводу - прямым конкурентам предприятия, говорит источник, близкий к Уралвагонзаводу. По его словам, тихвинский завод получил согласование необычайно быстро, и есть сомнения, что вагоны ленинградского предприятия прошли необходимые испытания. Тогда как вагоны УВЗ действительно испытывались, но документально пока не признаны "инновационными".

Впрочем, в РЖД считают подозрения безосновательными. "В РЖД заинтересованы в обновлении парка вагонов. Мы хотим, чтобы вагоны были инновационными. Но преференции какой-то одной компании никто предоставлять не собирается", - утверждает собеседник нашей интернет-газеты, близкий к РЖД. Конфликт развивается на фоне общей сложной ситуации: на рынке сейчас переизбыток вагонов. "Их примерно на 200-300 тыс. больше, чем нужно грузоотправителям, и больше, чем может "переварить" инфраструктура. Всего на рынке более 1,2 млн вагонов", - считают участники рынка.

Ранее производители вагонов прилагали усилия к тому, чтобы правительство запретило эксплуатацию старых вагонов, что оживило бы рынок. Оппонентами этой идеи считают РЖД и "Первую грузовую компанию" (контролируется миллиардером Владимиром Лисиным), которым обновление вагонного парка может обойтись слишком дорого. Производители вагонов же настаивают, что эксплуатация старых вагонов ведет к авариям и ставит под угрозу не только грузовые перевозки, но и пассажирские - ведь грузовые и пассажирские поезда передвигаются по одним и тем же путям.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Znak.com05.03.2014