07-05-14 / 2014
Новости отрасли
Якунин видит ВСМ Минск-Алма-Ата через РФ как "интеграционный проект" ЕЭП

Железнодорожная высокоскоростная магистраль (ВСМ) от Минска до Алма-Аты через территорию РФ могла бы стать интеграционным проектом в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП), считает президент ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) (РЖД) Владимир Якунин.

"С точки зрения политических перспектив, которые реализуются сегодня тремя нашими государствами, становится совершенно очевидным, что нужно объединяющие интеграционные проекты реализовывать, в области инфраструктуры - тем более. Поэтому ничего футуристического в проекте создания высокоскоростного движения от Минска до Алма-Аты через территорию России, Белоруссии, Казахстана - я лично не вижу", - заявил топ-менеджер на пресс-конференции по итогам заседания Совета по железнодорожному транспорту СНГ в среду в Астане.

"О продлении ВСМ Москва-Казань до Екатеринбурга, дальше до границы с Казахстаном и по казахстанской железной дороге до Астаны (шла речь - ИФ) еще в тот период, когда мы вырабатывали финансовую модель проекта высокоскоростного движения до Казани. И я полагаю, что это, безусловно, проект, который будет реализован", - уточнил при этом В.Якунин.

Говорить о сроках строительства ВСМ, он, правда, затруднился. Не определена пока и возможная схема реализации проекта. "(Он - ИФ) может по-разному реализовываться: или каждый на своей территории что-то делает, или это делается вскладчину. Но то, что этот проект необходим в интеграционном плане, я глубоко убежден", - отметил глава РЖД.

Президент АО "Национальная компания "Казахстан темир жолы" (Казахстанские железные дороги) Аскар Мамин на брифинге также заявил, что проект строительства высокоскоростной магистрали Минск - Москва - Астана - Алма-Ата "был на слуху" и "обсуждался".

Как сообщалось ранее, ВСМ Москва-Казань планируется проложить по территории семи регионов РФ, время в пути должно составить не более 3,5 часов при максимальной скорости до 400 км/час. Магистраль планируется ввести в эксплуатацию в 2018 г. В случае одобрения проекта монополия планирует найти концессионеров для строительства трех участков ВСМ - Владимир - Нижний Новгород, Нижний Новгород - Чебоксары и Чебоксары-Казань, а также самостоятельно построить первый участок от Москвы до Владимира.

Однако модель финансирования пока не утверждена правительством РФ, в связи с чем пока не принято решение о выделении на проект 150 млрд руб. из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Вопрос предполагалось решить в I квартале 2014 г., но пока официальной информации об этом нет. При этом премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в январе заявлял, что государство хотя и не отказывается от проекта, но считает, что с его реализацией стоит повременить "и, может быть, дождаться чуть более энергичной экономической ситуации". Сама по себе тематика ВСМ главе правительства кажется для РФ "очень позитивной", поскольку "далеко не всегда самолеты летают, не везде можно проложить обычные дороги. В то же время, Д.Медведев отметил, что этот вид транспорта "очень удобный, но дорогой".

"Я всегда поддерживал те идеи, которые высказывались главами наших государств о необходимости интеграционных проектов на территории, которая сегодня называется "Единое экономическое пространство". И, мне кажется, мы сейчас стоим на грани окончательного решения о реализации первого по-настоящему интеграционного проекта на пространстве ЕЭП и Таможенного союза. Это проект "ОТЛК". Мы уже в России документы в правительство передали, визирование прошло, ждем окончательной подписи", - также заявил на брифинге в среду В.Якунин.

"ОТЛК" ("Объединенную транспортно-логистическую компанию" РФ, Белоруссии и Казахстана) планируется создать для организации перевозок контейнерных грузов в рамках Единого экономического пространства на транзитных маршрутах между Европой и Азией. Сформировать СП предполагалось в два этапа. Вначале РЖД должны внести 50% + 2 акции "Трансконтейнера" и 100% акций ОАО "РЖД Логистика", а Белорусская железная дорога и "Казахстан темир жолы" - осуществить денежный взнос (при паритетном управлении). Затем белорусской и казахстанской сторонам нужно внести в капитал активы: первой - оператора "Белинтертранс" и терминал в Бресте, второй - "Казтранссервис" и терминалы "Достык" и "Алтыконь". При этом доли учредителей будут определяться исходя из рыночной стоимости вносимого имущества. Модель создания ОТЛК предусматривает возможность доведения долей партнеров до паритета.

Рамочное соглашение о создании СП было подписано в июне 2013 г. в рамках Петербургского международного экономического форума. В октябре 2013 г. стороны подписали договор о базовых принципах создания и деятельности ОТЛК (так называемый term-sheet), на основании которого будет подготовлено акционерное соглашение.

В марте В.Якунин сообщал, что на рассмотрение правительства РФ внесен пакет документов по созданию ОТЛК. Он включает в себя условия акционерного соглашения и другую детализацию будущего совместного предприятия. Между тем, в качестве альтернативы передаче доли РЖД в "Трансконтейнере" в ОТЛК уже несколько лет рассматривается приватизация этого пакета. Чиновники ранее высказывались в пользу всей доли монополии или 25% на первом этапе. Кроме того, за такой сценарий выступали и представители крупнейшего миноритария оператора - FESCO (владеет 24,1% акций).

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс07.05.2014