21-07-08 / 2008
Компания в СМИ
www.rzd-partner.ru, 21.07.2008

Свежая струя, новая кровь…

Представители транспортного рынка продолжают оживленно обсуждать грядущие изменения в составе Совета директоров ОАО "РЖД". Своим мнением мы попросили поделиться председателя Совета директоров ОАО "Новая перевозочная компания" Александра Елисеева.

– Александр Леонидович, каково Ваше отношение к грядущей революции в Совете директоров ОАО "РЖД"?

– В целом отношение позитивное, хотя эти объявленные изменения я все-таки какой-то революцией называть бы не стал. Мы просто должны реально представлять тот объем материалов, который идет приложением к каждому вопросу, выносимому на Совет. Эти материалы, то есть обоснования предлагаемых решений вопросов, готовят целые департаменты, и для того чтобы провести детальный анализ, экспертизу по данной информации, нужно иметь определенное время. Но в целом замена в государственных компаниях представителей министерств и ведомств на людей из частного бизнеса – это все-таки, безусловно, шаг вперед. Появится некая свежая струя, неординарные мнения, которые, будем надеяться, станут учитываться в реальной деятельности компании. Это – новая кровь.

– Нет ли у Вас конкретных предложений по кандидатурам?

– Как известно, публиковались разные списки, и первоначально в одном из них фигурировала кандидатура президента Национальной ассоциации транспортников Георгия Ефимовича Давыдова. Вот его я считаю человеком, который бы вполне мог быть реальным независимым директором. Он является специалистом, очень хорошо знающим отрасль, и сам широко известен в этой сфере. У него всегда есть своя позиция по любому вопросу. Такой эксперт, как Давыдов, мог бы вникать во все вопросы, находящиеся в компетенции Совета директоров и вырабатывать по ним определенные решения, возможно, альтернативные тем, которые предлагает менеджмент. Это я привожу в качестве примера.

– В одном из опубликованных списков была также кандидатура Владимира Николаевича Прокофьева. Он является, с одной стороны, президентом Ассоциации операторов, с другой – представляет свой частный бизнес, который на сегодняшний момент в ОАО "РЖД" рассматривается как конкурентный. Если говорить не о В.Прокофьеве конкретно, а о любой аналогичной кандидатуре, пусть даже и не из операторской среды, нет ли здесь, по Вашему мнению, некоторого противоречия? Как известно, вхождение представителя любого частного бизнеса в совет директоров любой государственной компании даст ему потенциальные преференции.

– Это непростой вопрос. Что касается конкретных кандидатур из операторского бизнеса, то мне здесь было бы трудно говорить о каких-то персоналиях исходя просто из требований корпоративной этики. Если вести речь о преференциях вообще, то существуют, опять же, понятия коммерческой тайны, определенной связанности членов Совета директоров соображениями деловой этики, рисков повредить своей же собственной репутации и т.д. Но вопрос, конечно, неоднозначный.

– Член Совета директоров имеет право запрашивать у менеджмента любую информацию о работе компании. Видите ли Вы в этом смысле некий прогресс в части увеличения прозрачности ее работы, раскрытия большей информации для общества, преодоления традиционной излишней в рынке закрытости работы железных дорог?

– В определенной степени да. Но при условии, что это не повредит работе самой компании.

– Понятно, что ничто не заменит структурного перехода к полноценному рынку, когда для государственных компаний предусматривается перспектива приватизации и формирования здесь конкурентных отношений. Но давайте рассмотрим тот несомненно находящийся не за горами вариант, когда ОАО "РЖД" станет чисто инфраструктурной, остающейся в государственной монополии компанией. Не считаете ли Вы, что в таком случае вхождение в состав Совета директоров пользователей ее услуг было бы логичным и даже необходимым шагом?

– Да, возможно. Но здесь было бы правильнее видеть в этом качестве не столько самих пользователей, сколько компетентных экспертов со знанием рынка. Кроме представителей операторов, клиентов, здесь нужны люди с макроэкономическим кругозором, которые могут понимать критические потребности развития РЖД и как компании, и как государственной инфраструктуры. То есть хотелось бы видеть больше стратегов, а не только тактиков.

– Что бы Вы пожелали новым членам Совета директоров ОАО "РЖД", которые будут назначены, как пока планируется, 25 июля?

– Если подвести итог, то в целом я оцениваю рассматриваемый шаг позитивно, но считаю, что на нем нельзя останавливаться. Это было поручения от Президента, и срок принятия решений по нему оказался явно сжатым. Пусть новые члены Совета директоров поработают, и к следующей ротации можно будет сделать выводы. Я бы пожелал независимым членам Совета прежде всего терпения и искреннего желания вникнуть в непростые вопросы реформирования железнодорожного транспорта и двигаться вперед в этой сфере.

Беседовал Андрей Гурьев