16-12-08 / 2008
Компания в СМИ
www.rzd-partner.ru, 15.12.2008

Спрос остался. Но денег нет

«Я не могу сказать, что дефолты среди лизингополучателей – уже распространенное явление, но они вполне могут стать массовыми», – сообщил корреспонденту ИА «РЖД-Партнер.Ру» представитель крупной лизинговой компании. «Лизинг вагонов умер», – высказал еще более пессимистическое мнение другой собеседник. Остальные оценивают состояние рынка примерно так: спрос на подвижной состав сократился вдвое, но пока не иссяк. Однако банки дают средства крайне неохотно.

«Схемы по предоплате, когда мы получали первые платежи от клиентов до поставки вагонов, практически ушли в прошлое: сегодня 80% клиентов не готовы платить вперед, – сетует руководитель лизинговой компании. – В октябре у меня было три дефолта: клиенты не смогли выполнить свои обязательства и мне пришлось искать разные пути разрешения ситуации, чтобы минимизировать свои убытки». Средний размер задержки в поступлении платежей составляет один месяц, однако наблюдается все больше случаев и трехмесячных перебоев, при этом банки, предоставляющие фондирование под ту или иную сделку, поблажек для лизинговых компаний не делают, начисляя за просрочку пени.

Ставки по новым контрактам выросли примерно на 6%, спрос сократился почти вдвое, а банки из-за падения цен на вагоны требуют дополнительный залог – такова невеселая картина отрасли на данный момент. Однако эксперты с осторожностью предсказывают, что «денежные пузыри» уже сдулись, и поэтому уже в 2009-м лизинг может вполне вернуться к прежнему процветанию.

«В настоящий момент мало кто задумывается о том, что через год-полтора вагоны снова потребуются, поэтому контракты заключаются на период менее года», – отмечает руководитель отдела маркетинга и аналитических исследований «Брансвик Рейл Лизинг» Дмитрий Бовыкин. Если говорить об аренде полувагона в денежном выражении в абсолютных цифрах, то единицу подвижного состава можно арендовать за $30-35 в сутки, в то время как летом ставка была примерно вдвое больше – особенно если речь шла о перевозке высокодоходных грузов. В таких условиях подавляющая часть потенциальных арендаторов переключилась с традиционных лизинговых схем на прямые договоры с владельцами вагонов. Благо, найти свободный подвижной состав сейчас труда не составляет.

Заместитель генерального директора ОАО «Северная Венеция» Полина Гуща оценивает падение спроса примерно в 50%. В условиях дефицита ликвидности большинство потенциальных лизингополучателей предпочитают заморозить планы по развитию, поскольку не уверены в завтрашнем дне. Кроме того, банки (а именно они являются источником почти трех четвертей всех средств, которые обращаются в сфере лизинга) серьезно затягивают сроки рассмотрения заявок на получение кредитов, поскольку стараются с деньгами в столь сложный период не расставаться. «Клиентам, конечно, новые условия не нравятся, что вполне логично. Но они изучают и другие предложения, имеющиеся на рынке, и, обнаружив похожую ситуацию везде, вынуждены принять новые реалии», – комментирует П. Гуща. «При приобретении подвижного состава мы используем различные способы пополнения вагонного парка – лизинг подвижного состава, прямая покупка и покупка с помощью банковского кредита. В ближайшее время мы не планируем отказываться от данной схемы», – уверен финансовый директор ОАО «Новая перевозочная компания» Роман Гончаров.

Один из экспертов обращает внимание на проблему снижения стоимости залога. При лизинговых операциях залогом является, как правило, сам предмет сделки – в данном случае подвижной состав. Банки, предоставляющие фондирование под сделку, охотно принимают вагоны в качестве залога, поскольку в условиях острой нехватки подвижного состава их легко продать. А до недавнего времени, учитывая рост цен в последние два-три года, их можно было реализовать еще и с определенной выгодой.

Нынешней же осенью вагоны резко подешевели. Падение спроса и появление на рынке большого количества свободного подвижного состава (в том числе и благодаря сорвавшимся лизинговым сделкам) привело к тому, что вагоностроительные заводы были вынуждены убрать из цены конъюнктурную составляющую. При подобных обстоятельствах банки, чтобы застраховать свои риски, требуют либо дополнительный залог, либо до небес задирают ставку.

Было бы логично закончить обзор состояния рынка прогнозом его развития. Но сделать это крайне затруднительно – слишком много разнообразнейших факторов влияют на положение дел. Но мнение большинства сходится в том, что сегодня самое время пополнять парк. И лизинг для этой цели является вполне подходящим средством, поскольку дает рассрочку, что сегодня крайне актуально. Осталось лишь уговорить банки.

Иван Ступаченко