12-10-09 / 2009
Компания в СМИ
www.rzd-partner.ru, 12.10.2009

Частники повезли уголь …

По итогам восьми месяцев доля перевозок угля в частных вагонах перевалила за 65%. По словам представителей операторских компаний, не последнюю роль в процессе переключения больших объемов угля с инвентарного на частный парк сыграл экономический кризис.

На каменный уголь традиционно приходится четверть всего объема погрузки ОАО «РЖД» (в январе этот показатель вырос практически до 30%, однако к осени снова вернулся к 24%). По данным Федеральной службы по тарифам, при общем снижении объемов перевозок в первом полугодии 2009-го на 25% объемы угля снизились всего на 16% (на 12% по грузообороту). Максимальный спад пришелся на январь – февраль (22,7%), а начиная с июня объемы угля ежемесячно на 5% превышают прошлогодние показатели. В августе 2009 года по сети РЖД было перевезено 23,9 млн т данного груза (+4,1% к августу 2008-го), всего же за восемь месяцев – 174,6 млн т, за девять – 199,116 млн т.

Как сообщили в Центре фирменного транспортного обслуживания, доля перевозок угля в инвентарном парке за январь – август составила 46% (80,316 млн т). Заметим, за аналогичный период 2008-го этот показатель был равен 66%. Непосредственно частные операторы за прошедший год увеличили свою долю ни много ни мало на 20%. По данным РЖД, основными собственниками подвижного состава при перевозках угля сегодня являются ОАО «Первая грузовая компания», ООО «БрансвикРэйлСервис», ОАО «ВТБ-Лизинг» и ООО «Финанс Бизнес групп».

Причем, как подсчитали в РЖД, почти 37% в общем объеме транспортировки угля составляют перевозки ОАО «ПГК», то есть на долю остальных частных компаний приходится примерно 17%. Конечно, одной из основных причин такого поворота событий стала передача значительной части вагонов инвентарного парка в Первую грузовую компанию. В итоге, по словам начальника управления по работе с предприятиями угольной и металлургической промышленности ОАО «ПГК» Андрея Громового, в настоящее время уголь составляет более 30% в структуре грузооборота компании и около 65% в структуре перевозок полувагонами. «В отличие от других операторов, для которых в условиях падения объемов перевозок уголь послужил гарантированной загрузкой для полувагонов, для нас он был и остается одним из основных грузов. Взаимоотношения со многими из грузовладельцев у нас строятся на основании долгосрочных взаимных обязательств», – рассказывает А. Громовой.

В этом году операторы не очень-то распространяются о динамике своих перевозок, однако если и есть прирост, то он, как правило, касается всего нескольких номенклатур, в том числе угля. ПГК в первом полугодии перевезла 33,7 млн т каменного угля (из 128,1 млн т в целом по сети). Показатель довольно весомый – это почти в четыре раза больше, чем за такой же период прошлого года. Впрочем, не нужно забывать, что основные перевозки угля ПГК начались только летом 2008-го. За восемь месяцев компанией было отправлено 46,9 млн т угля (в два раза больше, чем годом ранее).

Как уже отмечалось, основной рост произошел за счет увеличения парка компании (вывода вагонов из-под управления ОАО «РЖД» и покупки нового подвижного состава).

Перевозки угля в вагонах Первой грузовой стабильно росли в течение всего года, небольшой спад был отмечен только в июле – августе. В июле объем перевозок по сравнению с июнем снизился на 5%, в августе по сравнению с июлем – на 2%. В компании отмечают, что в основном снижение коснулось экспортных перевозок в направлении дальневосточных портов (из-за проблем с движением составов и, как следствие, ограниченной пропускной способности). Зато, с другой стороны, в августе перевозки угля во внутрироссийском сообщении в вагонах ПГК увеличились по сравнению с июлем на 16% (до 2,1 млн т).

В Новой перевозочной компании, входящей в группу компаний Globaltrans, также отмечают положительную динамику перевозок угля. По словам генерального директора ОАО «НПК» Валерия Шпакова, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года собственно грузооборот угля вырос в 1,5 раза (доля перевозок этого вида груза составляет сейчас порядка 14% всего объема компании). Именно увеличившиеся перевозки угля, в основном напрямую или косвенно связанные с обеспечением вывоза металла с отечественных комбинатов, сыграли на 5%-ный рост общего объема перевозок НПК.

ООО «3Р» в августе удалось подписать новые контракты на перевозку угля, в результате чего в сентябре рост перевозок этого вида груза составил 29,8% (если в ОАО «РЖД» среднесуточная погрузка угля в сентябре по сравнению с августом выросла на 6%, то в 3Р – на 30%). Более того, учитывая, что в конце октября компания получит в управление 100 новых полувагонов, перевозки угля, осуществляемые компанией, будут расти и дальше.

Незначительный прирост отмечают и в ООО «ММК-Транс», 23% перевозок которого приходится на уголь. В компании озвучили такие цифры: за первое полугодие объем перевозок составил 2,012 млн т, что на 0,094 млн т больше, чем в прошлом году (+5%). За восемь месяцев компания перевезла около 2,882 млн т угля, то есть на 7,3% больше аналогичного периода 2008-го.

Экономический кризис заставил частные компании обратить повышенное внимание на перевозки угля. Во-первых, по той простой причине, что это гарантированный массовый груз, схемы его транспортировки совпадают со схемами работы большинства крупных компаний и отгружается он сразу большими партиями. Во-вторых, операторы отмечают, что зачастую используют уголь для обеспечения обратной загрузки при перевозках металлопродукции (как ОАО «НПК»).

По словам грузоотправителей, в кризис обремененные кредитами и не имеющие прежних объемов операторы предлагали, во всяком случае до недавних пор, очень выгодные условия работы, зачастую снижая ставки ниже уровня Прейскуранта № 10-01. «В начале года в связи с неблагоприятной экономической ситуацией мы пошли на снижение наших ставок и перевозили грузы ниже тарифов Прейскуранта № 10-01, что отразилось на финансовых итогах первого полугодия. Затем ситуация на рынке стала выравниваться, цены на уголь повысились, объемы его добычи выросли, и мы стали корректировать цены, возвращая их к докризисному уровню», – отмечает А. Громовой.

Во второй половине года по мере заключения контрактов на экспорт российского угля на рынки АТР ведущими предприятиями отрасли – «Мечел» и СУЭК – стали расти экспортные перевозки. Впрочем, с наступлением осени внутрироссийские перевозки угля также имеют некоторые предпосылки к росту. В первую очередь это неизбежно произойдет в связи с началом отопительного сезона. Кроме того, из-за аварии на Саяно-Шушенской ГЭС с октября будут расти перевозки угля на замещающие выбывшую из строя ГЭС теплоэлектроцентрали. В частности, ПГК уже сообщила о дополнительных перевозках как минимум 320 тыс. т угля на ТЭЦ Красноярского края, Иркутской области и Республики Бурятии. Всего в сентябре по сети РЖД дополнительно перевезено на электростанции Сибири 0,5 млн тонн угля. Как сообщают в пресс-службе, холдинг получил из Министерства энергетики РФ скорректированный график поставок угля в IV квартале с учетом выбытия из энергетического баланса мощности Саяно-Шушенской ГЭС, согласно которому РЖД перевезет на электростанции Сибири 18,6 млн тонн угля, что на 2,4 млн т превышает прогнозный баланс.

Правда, возникшую было идею о льготных тарифах для целевых перевозок угля на этом направлении в Мин¬энерго пока не поддержали, даже несмотря на слухи о намерениях угольных компаний с октября поднять цены на внутреннем рынке на 40–50% (говорят, ценовым ориентиром для новых контрактов станут спотовые цены августа, достигшие $70 за тонну).

Надежда Вторушина