Заложники заторов
Предложение ОАО «РЖД» о предоставлении ему прав распоряжаться брошенным подвижным составом (независимо от его принадлежности) вызвало неоднозначную реакцию участников рынка. О том, насколько проблема «затоваривания» станций мешает самим частным операторам, рассказывает генеральный директор ОАО "Новая перевозочная компания" (входит в группу Globaltrans) Валерий Шпаков.
– Валерий Васильевич, на Ваш взгляд, насколько сегодня актуальна проблема скопления брошенных на станциях выгрузки порожних вагонов? Увеличилось ли их количество благодаря экономическому кризису?
– Проблема "затоваривания" станций брошенными порожними вагонами на железнодорожном транспорте обостряется регулярно. Причины ее возникновения связаны прежде всего с дальнейшим задействованием вагонов после выгрузки. Когда собственник, не имея согласованных объемов перевозок для возврата вагонов, несанкционированно бросает их после выгрузки в ожидании появления желаемых объемов. Однако в этом году ситуация действительно усугубилась в связи с тем, что в кризисный период отдельные операторские компании испытывают финансовые трудности, поэтому имеют место проблемы с оплатой тарифа за порожний рейс.
Кроме того, в настоящее время имеет место ситуация, когда большое количество вагонов именно в местах активной работы парка (на припортовых станциях) встает на длительный простой. Причем эта проблема большей частью касается специализированного подвижного состава (цементовозы, платформы для перевозок контейнеров и др.). На наш взгляд, это недопустимо. Необходимо отводить такие вагоны в места, где инфраструктура подвержена меньшей нагрузке. Это действие буквально напрашивается на Дальневосточной железной дороге. Причем, учитывая, что ОАО «РЖД» заинтересовано в решении обозначенной проблемы, возможно даже поделить пополам затраты между перевозчиком и собственником или же предусмотреть отсрочку в платежах за данные тарифы. Ведь в кризисной ситуации необходимость изыскивать способы помогать друг другу очевидна…
– Согласны ли Вы с недавним предложением ОАО "РЖД" (прозвучавшим на Комиссии РСПП по транспорту) о том, чтобы предоставить перевозчику и владельцу инфраструктуры право распоряжаться брошенными порожними вагонами, если их владельцы после выгрузки не предъявили их к перевозке, либо не обеспечили уборку подвижного состава после запроса перевозчика или владельца инфраструктуры?
– Да, именно по таким случаям действительно необходимо принимать решения в рамках действующего правового поля. Мы считаем, что такие вагоны перевозчику просто необходимо возвращать на станции приписки с удержанием стоимости тарифа как на станции отправления, так и добором тарифа на станции назначения. Хотя здесь остаются риски предъявления претензий перевозчику со стороны собственников.
Кроме того, на наш взгляд, необходимо поднимать вопрос об аренде и использовании данных вагонов под своими перевозками с последующим выкупом парка, содержание которого собственник гарантировать не может. Причем наиболее вероятным и привлекательным в плане оперирования этим парком может стать именно другой, более мощный частный оператор, а не перевозчик (у которого порядка 30% парка сейчас в резерве).
– Сталкивались ли вы на практике с негативными последствиями «затоваривания» станций такими вагонами?
– Стоит отметить, что общая ситуация с «пробками» на сети осложняет работу ОАО "НПК". Мы со своей стороны максимально включились в решение проблемы. В Новой перевозочной с пониманием относятся к технологиям работы железных дорог. Порожние вагоны принадлежности НПК, как правило, не скапливаются на путях общего пользования. Большая их часть заадресовывается под следующую погрузку, а остальные отправляются на более дальние расстояния или же на основании договоров отстоя с собственниками подъездных путей или ОАО "РЖД" отстаиваются в ожидании погрузки, за что мы платим. Кроме того, в нашей компании работает круглосуточный диспетчерский центр, а обширная филиальная сеть позволяет оперативно взаимодействовать со структурными подразделениями ОАО "РЖД" в регионах.
Беседовала Надежда Вторушина