12-11-13 / 2013
Новости отрасли
Взаимозаменяемость боковых рам тележек грузовых вагонов позволяет оптимизировать процессы, связанные с ремонтом подвижного состава

Что особенно актуально с учетом политики по снижению рисков процесса перевозки, которую проводит в настоящее время ОАО "РЖД".

Как снизить риски

В последнее время наблюдается устойчивая положительная динамика снижения количества транспортных происшествий и событий, связанных с нарушением требований по обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Однако достигнутые результаты пока еще неудовлетворительны. В частности, ситуация с эксплуатацией потенциально опасной продукции заводов - изготовителей боковых рам тележек грузовых вагонов продолжает держать в напряжении всю отрасль.

На основании проведенных расчетов и всестороннего анализа причин изломов (на основе ГОСТ Р 54505-2011 "Безопасность функциональная. Управление рисками на железнодорожном транспорте") можно сделать вывод о том, что наиболее потенциально опасной продукцией изготовителей стала именно боковая рама. За последние 7 лет на сети произошло свыше 116 изломов боковых рам тележек, значительная часть которых не отработала даже гарантийного срока эксплуатации.

В ОАО "РЖД" предложен ряд мер, которые позволяют снизить риски, связанные с подобными инцидентами, включая проект Методики отнесения грузовых вагонов к категории со сниженным уровнем эксплуатационной безопасности по показателям надежности и функциональной безопасности литых деталей тележек как основы доказательства информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов с последующим применением к ней положений ст. 39 и 40 федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ

"О техническом регулировании". Необходим также перечень узлов, деталей и составных частей грузовых вагонов, требующих обязательного согласования Комиссией Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций, порядок их применения при изготовлении и ремонте грузовых вагонов, курсирующих в международном сообщении. А от Минтранса России в холдинге ждут, когда будут рассмотрены предложения ОАО "РЖД" по внесению изменений в нормативные и правовые акты в части установления понятия опасного отказа, критического состояния, критического уровня тяжести последствий и уровня рисков.

Со своей стороны, в ОАО "РЖД" принимают все возможные меры: совершенствуются технологии выявления дефектов литья осмотрщиками вагонов, повышенное внимание уделяется созданию условий для улучшения качества ремонта.

Простои, которых можно избежать

Вместе с тем в настоящее время в эксплуатационных вагонных депо участились случаи длительного простоя вагонов из-за того, что бывает невозможно своевременно заменить неисправные боковые рамы в связи с отсутствием конкретных разновидностей изделий, выпускаемых тем или иным заводом. Эти простои оборачиваются увеличением непроизводительных потерь, которые несут и вагонные ремонтные предприятия, и эксплуатационные службы на сети.

Всего на железных дорогах государств Содружества эксплуатируется 14 моделей тележек грузовых вагонов, имеющих 24 конструктивных типа исполнения различными производителями. Таким образом, для того чтобы выполнить ремонт точно в срок, эксплуатационные депо должны располагать солидным запасом боковых рам разных заводов на своих складах. Причем хранение приходится организовать так, чтобы поддерживать достаточный обменный фонд для ремонта всех моделей тележек, использующихся на пространстве 1520.

На сети РЖД наиболее популярной моделью является тележка 18-100 и ее аналоги с идентичными геометрическими параметрами.

С учетом данного обстоятельства становится актуальным вопрос о поэлементной замене боковых рам в тележках модели 18-100 и ее аналогах вне зависимости от производителя и модели. Техническая возможность для выполнения подобных операций имеется.

Однако для того, чтобы реализовать это решение на практике, сначала необходимо определить параметры, в том числе основные присоединительные размеры, которые допускают взаимозаменяемость боковых рам тележек линейки модели 18-100. 1 августа 2013 года на совещании, которое провел начальник управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" Сергей Гончаров, были предложены такие параметры. В соответствии с принятыми решениями специалисты Проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства (ПКБ ЦВ) подготовили запросы, которые были направлены 22 изготовителям и разработчикам тележек - аналогов модели 18-100. От 14 предприятий ответы уже получены. Анализ представленных данных позволил подготовить сводную ведомость основных размеров боковых рам в тележках типа 2 модели 18-100 и ее аналогах.

Как выяснилось, ряд параметров по отдельным образцам отличается от размеров их наиболее распространенных аналогов по модели 18-100. В частности, как следует из чертежей 1750.00.102 и 1750.00.142, полученных от "Азовмаша", высота проема для установки пружинного комплекта (размер И) на изделии данного предприятия составляет 456-463 мм, а у целого ряда боковых рам тележки модели 18-100 и ее аналогов - 451-458 мм.

Другой пример: из чертежей ЧЛЗ-100.00.002-05 и ЧЛЗ-100.00.002-04, используемых на производстве "Промтрактор-Промлита", видно, что в изделиях этого завода расстояние для установки пружинного комплекта от опорной плиты с бонками до опорной поверхности буксового проема (размер Б) равняется 341-352 мм.

При этом у боковых рам тележки модели 18-100 и ее аналогов соответствующий параметр близок к этому показателю, но все-таки отличается от него: 344-349 мм.

Отдельный вопрос занимает позиция ОАО "НПО "Уралвагонзавод": в тележку модели 18-100, выпускаемую данным предприятием, несмотря на идентичность основных присоединительных размеров, устанавливаются только боковые рамы согласно чертежам 100.00.002-4 и 578.00.019-0.

Предложения приняты, пора внедрять на практике

На основании приведенных в сводной ведомости основных присоединительных размеров боковых рам в тележках типа 2 модели 18-100 и ее аналогах, а также в соответствии с решением № 56, принятым на Комиссии Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства, в ПКБ ЦВ подготовили соответствующее извещение.

В нем сообщалось о целесообразности внесения изменений в руководящий документ РД 32 ЦВ 052-2009 "Ремонт тележек грузовых вагонов с бесконтактными скользунами".

Эти предложения были согласованы в рамках заседания комитета по координации производителей грузовых вагонов и их компонентов некоммерческого партнерства "ОПЖТ", состоявшегося 3-4 октября текущего года в Харькове.

На нем также были рассмотрены приведенные основные технические характеристики трехэлементной тележки модели 18-100 и ее аналогов по 14 чертежам разных предприятий. В принципе, не поступило никаких возражений насчет того, можно ли считать взаимозаменяемыми детали тележки модели 18-100, если они отвечают приведенным основным параметрам.

Кроме того, участники совещания согласились с тем, что нормативное закрепление за эксплуатационными вагонными депо права осуществлять замену боковых рам позволит снизить расходы на ремонт подвижного состава и сократить время простоя вагона в ремонте, обеспечивая при этом безопасность перевозочного процесса.

Более того, все участники рынка перевозок выразили заинтересованность в унификации литых деталей тележек грузовых вагонов, так как это позволит структурным подразделениям управления вагонного хозяйства, вагоноремонтным компаниям и собственникам подвижного состава эффективнее использовать имеющиеся ресурсы.

Виктор Романов - начальник отдела управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД"

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-партнер11.11.13Унификация как инструмент снижения издержек