05-09-17 / 2017
Новости отрасли
Взаимовыгодный проект

На станции Мурманск завершилась реализация совместного инвестиционного проекта ОАО "РЖД" и ПАО "Мурманский морской торговый порт" по реконструкции южной горловины. Это негромкое, на первый взгляд, событие имеет огромное значение не только для коллектива самой станции, но и для северного региона, и для Октябрьской магистрали в целом.

Совместные инвестиции в инфраструктуру позволяют нарастить объемы переработки грузов и порту, и дороге. – Южная горловина была узким местом на пути движения грузов в Мурманский порт, – сказал первый заместитель начальника Октябрьской дороги Михаил Глазков на торжественной церемонии открытия. – Реконструкция позволила изменить технологию работы станции и увеличить объемы переработки грузов. Процессы приема и отправления поездов теперь могут осуществляться параллельно.

Он подчеркнул также, что реконструкция проводилась без закрытия движения, станция и порт работали в нормальном режиме.

Коэффициент загрузки южной горловины приемо-отправочного парка составлял до реконструкции более 95%. Все технологические и организационные резервы увеличения пропускной способности станции были исчерпаны несколько лет назад. А спрос на перевозки в адрес Мурманского морского торгового порта продолжал расти. Выход из этого технического тупика придумали в Мурманском территориальном управлении в 2013 году.

На региональном координационном совещании заместитель начальника ОЖД по территориальному управлению Игорь Поликарпов предложил крупнейшим клиентам железной дороги вариант совместных инвестиций в развитие станции для увеличения ее пропускной способности. Так как большая часть перерабатываемого грузопотока следует в адрес Мурманского морского торгового порта, портовики были самой заинтересованной в проекте стороной. Администрация порта активно развивает собственную инфраструктуру (причалы, фронты выгрузки, складские мощности), приобретает современную мощную выгрузочную технику. Однако инфраструктурные ограничения на самой станции не позволяют терминалам выйти на желаемый объем перевалки грузов. Неудивительно поэтому, что генеральный директор ПАО "Мурманский морской торговый порт" Александр Масько поддержал инициативу железнодорожников и выразил готовность участвовать в инвестировании первого этапа реконструкции. Вариант реконструкции четной горловины, обеспечивающий параллельность приема/отправления грузовых поездов и формирования составов повышенной длины был согласован Октябрьской дорогой. В начале 2015 года были выданы технические условия, на основании которых специалисты ПАО "Ленгипротранс" разработали проектную и рабочую документацию.

Строительно-монтажные работы начались в сентябре прошлого года. Были уложены 675 метров рельсошпальной решетки, шесть новых стрелочных переводов, произведена замена 36 опор контактной сети и контактного провода, построена линия освещения участка (19 светильников). Реконструирована также выгрузочная эстакада и площадка базы энергоучастка, возведен новый пункт обогрева для монтеров пути. Итоговая сумма инвестиций составила 122 млн руб.

В торжественной церемонии открытия принимали участие генеральный директор ПАО "Мурманский морской торговый порт" Александр Масько и директор по железнодорожному транспорту компании СУЭК Илья Ястребов. Уголь – основной груз, который переваливают в порту, и главной целью реконструкции было увеличение переработки этой номенклатуры. Реализация проекта открывает новые перспективы и для железнодорожников.

– Реконструкция южной горловины позволяет осуществить прием и отправление дополнительно одной пары поездов для грузополучателей станции Мурманск и пропуск двух пар транзитных поездов на Комсомольск-Мурманский и Ваенгу, – пояснил начальник станции Мурманск Сергей Чирков. – И если раньше, в условиях растущих объемов, мы стабильно "справлялись" только за счет технологических решений, то теперь реализовано техническое решение, позволяющее увеличить объемы переработки грузов в среднем на 50 вагонов в сутки. Сократится также время простоя подвижного состава на станционных путях.

По словам Сергея Чиркова, реконструкция южной горловины позволила внести существенные изменения в технологию работы станции. Важнейшее из них – формирование и обработка поездов повышенной длины без выхода на I главный путь, с обеспечением параллельности операций на всех путях парка приема и отправления. Появилась возможность отправления грузовых длинносоставных поездов по разрешающему показанию маршрутного светофора. Следует сказать, что даже при прежних технических условиях коллективу станции Мурманск удавалось добиться высоких эксплуатационных показателей работы. В нынешнем году обеспечивается рост погрузки на 15% и выгрузки на 1,6%. Объемы отправления увеличены на 57 вагонов в сутки по сравнению с прошлым годом. В июне 2017-го был поставлен исторический рекорд среднесуточной выгрузки угля – 621 вагон. Так что в новых условиях руководители и работники станции готовы осваивать увеличенный грузопоток. Ожидается, что экономический эффект от реализации проекта составит 6,4 млн руб. в год.

После открытия южной горловины по новому соединительному пути прошел "Ермак" – самый современный электровоз Российских железных дорог. Обновление тягового подвижного состава – приоритетная задача для ОАО "РЖД", ведь средний износ парка составляет в настоящее время около 50%. Развитие магистральных направлений перевозок – также в ряду приоритетов железнодорожников, однако средств на все нужды не хватает. Поэтому так важна инвестиционная поддержка партнеров. Заметим, что совместно финансируемые проекты не слишком часто реализуются на железной дороге. Грузовладельцы не спешат вкладываться в развитие железнодорожной инфраструктуры даже при условии прямой заинтересованности в наращивании объемов перевозок. Тем ценнее приобретенный опыт сотрудничества Октябрьской дороги с крупнейшим в Северо-Западном регионе партнером – ПАО "ММТП".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Октябрьская магистраль05.09.2017