13-01-15 / 2015
Новости отрасли
Взаимодействие РЖД и операторов морских терминалов

Совместные совещания, проведенные под эгидой Минтранса России, позволили выработать согласованные изменения в федеральное законодательство, которые решают принципиальные вопросы взаимодействия ОАО "РЖД" и операторов морских терминалов. (подробности online)

Об этом ИА РЖД-Партнер.ру сообщили в пресс-службе РЖД.

ОАО "РЖД" и портовики согласовали поправки в ФЗ "О морских портах в Российской Федерации", по которому операторов морских терминалов обязали заключать с железнодорожной монополией соглашения о подаче и уборке вагонов.

"Договор также будет определять порядок взаимодействия, права, обязанности операторов морских терминалов и перевозчиков ж/д транспорта, а также планирование объемов переработки грузов на подходах к портам", - уточнил представитель РЖД.

Отметим, что договором предусмотрена также ответственность сторон за невыполнение количественных показателей переработки вагонов.

Напомним, закон "О морских портах" устанавливает порядок взаимодействия ж/д перевозчиков и операторов морских терминалов, в то время как нормы "Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации" определяют принципы взаимодействия железнодорожных перевозчиков и портов как владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, являющихся грузоотправителями.

"Если ФЗ "О морских портах" определяет взаимодействие с операторами морских терминалов на основе узловых соглашений, то Устав такого понятия, как оператор морского терминала, и положения о заключении с ним узловых соглашений не содержит, предусматривая подписание с портами договоров на эксплуатацию, подачу и уборку вагонов", - разъяснили в ОАО "РЖД".

По словам собеседника агентства, данная ситуация порождала споры: какие формы договорных отношений и между какими сторонами должны заключаться при перевозках грузов через морские порты. "Например, в качестве одного из критериев, необходимых для планирования суточных норм выгрузки, портовики не определяют перерабатывающую способность морского терминала и не предусматривают ответственность в виде платы за нахождение подвижного состава на инфраструктуре ж/д транспорта общего пользования при задержке на ней по вине оператора вагонов в ожидании подачи, в брошенных поездах", - пояснил он.

По мнению РЖД, очевидно, что такой подход не будет стимулировать операторов к созданию условий ежесуточной равномерной и эффективной работы и сформирует предпосылки для работы залповым методом. "Это является неприемлемым и может свести на нет работу по внедрению новых форм ответственных договорных отношений с операторами морских терминалов, предусмотренных законопроектом "О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", - добавили в пресс-службе.

Отметим, что в конце 2014 года РЖД сообщали о сложностях с выгрузкой в портах, в том числе и из-за погодных условий. В прошлом году на подъездах к портам и нефтебазам были отставлены от движения 300 поездов с экспортными грузами, из них на Октябрьской железной дороге - 18 поездов, на Северо-Кавказской - 100, в том числе с назначением на станцию Новороссийск - 55 поездов, на станцию Туапсе - 31 поезд. Наиболее напряженная обстановка складывалась на подходах к портам юга и дальневосточным, уточнил представитель РЖД. В декабре среднесуточная выгрузка дальневосточными портами составила 3240 вагонов при норме 3960, отставлены от движения 130 поездов. С января по ноябрь 2014 года на Северо-Кавказской железной дороге было отставлено от движения 57 поездов - это в 2 раза больше, чем в 2013-м.

Для ОАО "РЖД" важно в случаях сверхнормативного накопления грузов установить порядок подтверждения портами объемов перевалки, исходя из перерабатывающих способностей, подхода флота и состояния складских площадей во избежание вынужденных ограничений погрузки в адрес портовых терминалов, добавил собеседник ИА РЖД-Партнер.ру.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру13.01.2015