20-02-13 / 2013
Новости отрасли
Выживут ли на рынке операторские компании, не имеющие долгосрочных контрактов с крупными грузовладельцами?

Николай Досегаев, начальник управления транспортного обслуживания ЦФТО ОАО "РЖД":

Некорректно вести речь только о контрактах с крупными грузовладельцами, потому что мелкие и средние партнеры также дают базис для операторского бизнеса. Надо говорить о другом - выживут ли операторы, имеющие малый парк вагонов? Я думаю, что вряд ли. Операторы вынуждены будут либо укрупняться, либо продавать свой бизнес. К этому их ведут вполне предсказуемые экономические тенденции: прогнозируемое и уже наблюдаемое снижение спроса заставит искать способы появления более привлекательных услуг, которые будут основаны на уменьшении себестоимости.

А этому как раз и способствует укрупнение компаний, в том числе за счет слияний и поглощений.

Дмитрий Королев, исполнительный директор НП "Совет операторов железнодорожного транспорта":

- В результате реформирования отрасли сложился высококонкурентный рынок услуг по предоставлению универсального подвижного состава. Согласно устоявшейся бизнес-практике, на рынке с грузовладельцами заключаются рамочные годовые контракты. Однако твердым подтверждением заказа на предоставление вагонов является заявка, имеющая, как правило, месячный срок действия. Твердые заявки на квартал и более длительные периоды встречаются редко.

Вследствие сложившегося устойчивого профицита универсального подвижного состава на рынке услуг по его предоставлению наблюдается глубокая рецессия. В этих условиях выживание операторской компании зависит в первую очередь от того, насколько велика доля парка с высокой инвестиционной нагрузкой (приобретенного по цене выше 2 млн руб.). Если у оператора в основном дорогие инвестиционные вагоны, то в условиях рецессии возможности снижения стоимости его услуг минимальны. В случае если вагоны оператора уже окупили себя или имеют низкую инвестиционную нагрузку, то такой оператор чувствует себя гораздо увереннее в условиях жесткой ценовой конкуренции на универсальный подвижной состав.

Сергей Гущин, председатель совета директоров группы RAIL GARANT:

- Говорить о ликвидации компаний, работающих с розничными клиентами, смысла нет. Всегда будет сегмент розничной отправки, и всегда будет возможность в нем заработать. Однако, если кто-то из операторов специализируется на обслуживании крупных грузовладельцев, например, угольных или нефтяных компаний, не имея при этом долгосрочных гарантированных контрактов, то он может оказаться перед угрозой выхода из бизнеса. Самое правильное для оператора - диверсифицировать свою работу. Желательно иметь как крупных долгосрочных клиентов, так и систему сервиса для мелких, розничных грузовладельцев.

Дмитрий Золотарев, генеральный директор транспортно-логистической группы "Аппарель":

- Мы видим стагнацию операторского рынка, но пока по нашему сегменту говорить о ликвидации операторов, обслуживающих автомобильную промышленность, не приходится. Заказы на заводах размещены и автомобили производятся, а мы их везем. Результаты стагнации мы почувствуем во второй половине года, когда компании-производители пересмотрят свои рабочие планы. Раньше спада и, как следствие, ухода операторов с рынка я не предскажу - наши клиенты уже заказали комплектующие, подписали контракты на сбыт и их производства точно не остановятся. Поэтому до конца первой половины года ухода с рынка операторов в своем сегменте я не прогнозирую.

Андрей Громовой, генеральный директор ООО "Промнерудтранс":

- Проблема в сужающейся грузовой базе - это когда оператор, отработав месячный контракт, может уже не найти следующий договор с тем клиентом, с которым он работал. Но ее решение заключается в одном - возможности предлагать клиентам наиболее привлекательные ценовые условия, в том числе и за счет демпинга. Но это не означает исчезновения операторских структур - скорее, в текущем году будет их укрупнение и слияние.

Александр Метелкин, начальник отдела маркетинга ООО "Фирма "Трансгарант":

- Безусловно, наличие долгосрочных договоров благоприятно влияет как на бизнес оператора, так и на бизнес грузовладельца. Однако их отсутствие не является определяющим фактором, непосредственно влекущим за собой потерю позиций. На мой взгляд, емкость рынка железнодорожных перевозок достаточно большая и успех оператора в первую очередь будет зависеть от ценовой политики и качества предоставляемых услуг.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок20.02.13Выживут ли на рынке операторские компании, не имеющие долгосрочных контрактов с крупными грузовладельцами?