17-09-23 / 2023
Новости отрасли
Выздоровление экономики

В 2021 году компания показывала уверенный рост по всем направлениям, добиваясь восстановления после экономических проблем и социальных ограничений, связанных с пандемией COVID-19. Грузооборот вырос на 3,1% к 2020 году, перевозка грузов в контейнерах – на 12,1%, пассажирооборот – на 32,4%. В Год экологии компания укрепила свой "зеленый" имидж, сохранив лидирующие позиции в мире по энергоэффективности и экологичности перевозок.

Год экологии

В 2021 году был полностью исключен сброс неочищенных сточных вод в поверхностные водоемы. Высажено 633 тыс. деревьев на территории, равной 160 футбольным полям. С опережением выполнено поручение президента РФ о снижении к 2030 году выбросов парниковых газов по сравнению с 1990 годом на 30%. По итогам 2021 года объем выбросов уменьшен на 45%.

Во взаимодействии со специалистами заповедников и научных институтов реализованы 42 проекта, направленных на сохранение редких, исчезающих видов животных. В частности, созданы солонцы для дикого северного оленя, изготовлены искусственные места гнездования для орлана-белохвоста, амурского кобчика, сокола-балобана, установлена система постоянного видеонаблюдения за гнездом дальневосточного аиста, а также фотоловушки для мониторинга дрофы, проведены мониторинговые исследования ценопопуляции рябчика русского. Была проведена научная экспедиция по исследованию байкальских нерп как индикатора состояния озера Байкал, оказана благотворительная помощь для сохранения численности амурского тигра и дальневосточного леопарда.

По данным Международного энергетического агентства, ОАО "РЖД" – самая энергоэффективная транспортная грузовая компания в мире. Холдинг перевозит 85% всех грузов с использованием электротяги. При этом поставлены задачи по разработке локомотивов, оснащенных газовыми, аккумуляторными, водородными двигателями.

Перевозки и инфраструктура

В полном объеме были выполнены целевые показатели, установленные Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Обеспечена провозная мощность Восточного полигона в объеме 144 млн тонн, на подходах к портам Юга России – в объеме 125 млн тонн, в направлении портов Северо-Западного бассейна – более 145 млн тонн. По итогам года на экспорт погружено 215 млн тонн угля, что было на 7,7% больше показателей 2020 года и являлось историческим максимумом.

Увеличению пропускной способности БАМа способствовал ввод в эксплуатацию второго Байкальского тоннеля, строительство которого началось в 2014 году. Действовавший на этом участке, на границе Иркутской области и Республики Бурятия, первый однопутный Байкальский тоннель являлся одним из барьерных мест ВСЖД и не давал возможности повысить пропускную способность перегона Дабан – Дельбичинда. Новый тоннель расположен в 35 м от старого. Он позволил увеличить пропускную способность перегона в 5 раз – с 17 до 85 пар поездов в сутки. Длина тоннеля – 6682 м, диаметр – 10,2 м, глубина заложения – до 300 м.

Новые подходы в обслуживании пассажиров

За год компанией перевезены 1 млн 53 тыс. 600 пассажиров, что на 20,8% больше, чем в 2020 году. В мае "Ласточки" ЭС1П впервые выпорхнули за границы России, связав Москву и Минск. Расстояние между столицами Союзного государства скоростной электропоезд пролетает за 6 часов 55 минут, тогда как скорый поезд проходит этот же путь за 8 часов 48 минут или даже более чем за 9 часов.

В Москве впервые за 100 лет был открыт новый вокзал – Восточный, десятый вокзальный комплекс города. Сюда стали прибывать и отсюда отправляться поезда в Нижний Новгород и Иваново. Через Восточный пошли транзитные поезда из Санкт-Петербурга и Мурманска, следующие через Москву в Адлер, Анапу, Белгород, Волгоград, Махачкалу, Ейск, Кисловодск, Новороссийск, Челябинск и другие города. Ранее они ходили через Курский вокзал.

При создании вокзала закладывались новые подходы в обслуживании пассажиров, выраженные во внимании к маломобильным гражданам, в возможности бесконтактного использования практически всех элементов. Для создания безбарьерной среды построены три лифта и четыре эскалатора, пандусы для подъема и спуска, сделаны низкорасположенные кассы, используется индукционное оборудование для слабослышащих, тактильные указатели и мнемосхемы.

Координационный совет по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области отвел ОАО "РЖД" одну из ключевых ролей в преображении транспорта Северной столицы. Одним из перспективных проектов, выводящих на новый уровень обслуживание пассажиров, следующих из Санкт-Петербурга в Москву, названо строительство высокоскоростной магистрали.

Передовые технологии

В июне состоялся первый в истории России сеанс видео-конференц-связи между городами по магистральному квантовому каналу. Это стало возможным благодаря созданию ОАО "РЖД" квантовой сети между Санкт-Петербургом и Москвой протяженностью 700 км, которая была построена менее чем за год. Компания объединила лучшие достижения российской научной школы в области фотоники, производителей технологического оборудования, операторов связи.

Еще одно важное событие состоялось в декабре. По МЦК проехала первая в Европе "Ласточка" с сертифицированным машинным зрением. Электропоезд ЭС2Г совершил самостоятельные беспилотные поездки, выполняя остановки на станциях, но не принимая пассажиров. Согласно международной классификации, "Ласточка" № 136 была оснащена по уровню автоведения GoA3 (всего четыре уровня), предполагающему работу в автономном режиме, но с присутствием машиниста на борту, готового вмешаться в случае форс-мажорной ситуации.

Женщины осваивают вождение поездов

С 1 января 2021 года были сняты законодательные ограничения на труд женщин по профессиям "машинист" и "помощник машиниста". Уже к началу марта 2022 года на сети ОАО "РЖД" помощниками машиниста работали 52 представительницы прекрасной половины человечества, еще 11 заканчивали обучение. Девушки быстро освоились в кабинах электропоездов и пассажирских локомотивов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок18.09.2023