30-11-17 / 2017
Новости отрасли
Выступление генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозерова на III Железнодорожном съезде

Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемые товарищи!

Приветствую всех в Москве на нашем III Железнодорожном съезде. Символично, что мы собрались именно в год, когда российские железные дороги отмечают свое 180-летие.

Первый министр путей сообщения России Павел Петрович Мельников был уверен, что "железные дороги удовлетворяют одной из главных потребностей нынешнего века: быстроте, точности и удобству". Эти провидческие слова произнесены полтора века назад. Но даже в самых смелых мечтах наш выдающийся соотечественник не мог представить, какой станет железная дорога России в XXI веке.

Сегодня на съезде считаю важным взвешенно и объективно оценить нашу работу в последние годы, определить целевое состояние российских железных дорог к 2025 году и обозначить образ будущего.

С момента проведения II съезда минуло шесть лет. Это были непростые годы, в течение которых условия нашей деятельности постоянно менялись. Но, несмотря на экономическую конъюнктуру и внешние вызовы, железнодорожники обеспечивали стабильную работу и создали задел для роста. Эти результаты хорошо ощутимы. Нам есть чем гордиться!

Российские железные дороги входят в число мировых лидеров по ключевым производственным показателям: грузонапряженности, объему перевозок, участковой скорости, энергоэффективности и экологичности.

Пассажирам предложены новые маршруты и сервисы, высокие скорости, современные вагоны и мобильные приложения. IT-технологии стремительно стали обыденным инструментом. Сегодня по электронным билетам в дальнем следовании совершается уже более 45% поездок.

Расширены международные пассажирские маршруты. Высокой популярностью пользуются поездки железной дорогой в Европу – до Берлина, Ниццы, Парижа, Хельсинки.

Мы существенно нарастили логистические компетенции. С интеграцией GEFCO и созданием ОТЛК мы вышли на высокомаржинальный и высокотехнологичный международный рынок транспортно-логистических услуг.

Со времени предыдущего съезда только компания "РЖД" инвестировала более 2,5 трлн руб. в обновление основных фондов, модернизацию пути, реализацию крупных проектов.

Немалая заслуга железнодорожников и наших партнеров в том, что важнейшие международные мероприятия, которые принимала наша страна, прошли на самом высоком уровне. Это саммит АТЭС во Владивостоке, Всемирная универсиада в Казани, Олимпийские и Паралимпийские игры в Сочи, Кубок конфедераций по футболу. Нет никаких сомнений в том, что мы столь же успешно решим задачи по перевозке участников предстоящего чемпионата мира по футболу.

Все это стало возможным благодаря нашей совместной работе.

Все присутствующие в этом зале – представители многомиллионного коллектива железнодорожников. Операторы и владельцы подвижного состава, предприятия промышленного железнодорожного транспорта, поставщики железнодорожной отрасли, научные и образовательные институты – все мы трудимся на благо железных дорог России.

Благодарю за плодотворное сотрудничество! Уверен, что наша общая работа на благо России будет продолжена.

С момента предыдущего съезда достигнуты значимые результаты в сфере пассажирских перевозок. Перевезено более 6 млрд человек. Востребованность скоростных поездов выросла в три раза. Россияне проголосовали рублем за новый уровень сервиса и скорость. "Сапсаны", "Ласточки", "Аэроэкспрессы" и "Аллегро" стали именами нарицательными. Активно развивалась программа "Дневной экспресс". И люди по достоинству оценили качество нового сервиса – на основных направлениях эти поезда курсируют практически со стопроцентной загрузкой.

В сфере пригородных перевозок созданы все необходимые условия для устойчивой работы комплекса. В крупнейшей агломерации страны – Московской – успешно опробован новый формат интеграции пригородного и городского транспорта. По результатам проведенных опросов 98% пассажиров Московского центрального кольца довольны качеством услуг.

За последние годы мы приняли участие в разработке всех комплексных планов транспортного обслуживания регионов страны. В этом вопросе мы выступаем за создание оптимальной модели интеграции всех видов транспорта в единый мультимодальный комплекс.

Не могу не сказать о важнейшем направлении работы – детских перевозках.

В течение двух последних лет ОАО "РЖД" направляло собственные средства на перевозку более 2,5 млн детей ежегодно, сокращая тем самым нагрузку на федеральный бюджет.

Мы серьезно подошли к тому, чтобы сделать железную дорогу дружественной каждому человеку с учетом его индивидуальных особенностей. Проведена значительная работа по формированию доступной среды на вокзалах, остановках и в поездах. Для маломобильных граждан существенно упрощена процедура оформления проездных документов через Интернет.

Нами достигнуты позитивные результаты в сфере повышения качества и эффективности грузовых перевозок.

В текущем году грузооборот будет рекордным за всю новейшую историю России: в сравнении с 1992 годом он вырастет на 30%. Только за последние шесть лет этот показатель увеличился на 17%.

Железная дорога становится все более привлекательной для бизнеса, причем как для крупного, так и для среднего и малого. Растет качество обслуживания: на 14% повысилась надежность доставки, на 43% – скорость. Расширился спектр услуг. За эти годы мы завоевали доверие многих клиентов, помогли им развить собственный бизнес. Это благоприятно отразилось на общей экономической обстановке в стране.

Работа в рыночных условиях требует постоянного повышения эффективности и сокращения издержек. За шесть лет динамика удельных затрат компании ни разу не превысила рост цен в промышленности.

Дух времени и скорость прогресса заставляют железнодорожников находить и внедрять самые передовые технологические и управленческие решения.

Приведу один пример. На станции Лужская Октябрьской железной дороги впервые в России внедрена полностью автоматизированная технология управления без участия человека. В сентябре этого года в таком режиме выполнено свыше 97% объема работы. Экономический эффект только на одной станции исчисляется десятками миллионов рублей.

В области международного бизнеса приоритетом для нас стало развитие евро-азиатских маршрутов и реализация проектов за рубежом.

Выполнен значительный объем работы по одному из крупнейших проектов в этой сфере – развитию железных дорог Сербии. Мы получили высокую оценку президента этой страны Александра Вучича, который сказал буквально следующее: "Русские поставляют результаты по проекту, как швейцарские часы".

Вышло на новый уровень сотрудничество с Ираном. Проработаны возможности участия в модернизации инфраструктуры Индии. С кубинскими партнерами достигнуты договоренности о проведении масштабной реконструкции железных дорог этой страны.

Многое сделано по подготовке проекта продления международного транспортного коридора с шириной колеи 1520 мм до Братиславы и Вены. В нем заинтересованы в первую очередь наши европейские и азиатские партнеры, и мы продолжим занимать активную позицию в его реализации.

Холдинг "РЖД" является одним из наиболее социально ответственных работодателей в России.

Неизменная основа нашего социального контракта – принцип взаимного уважения и соблюдения интересов и обязательств. Они закреплены в Отраслевом тарифном соглашении и Коллективном договоре, которые мы все неукоснительно выполняем. В сложной экономической обстановке именно единство нашего коллектива позволило принимать совместные, порой непростые решения и обеспечило стабильность работы компании.

С момента проведения предыдущего съезда производительность труда на перевозках выросла на 45%. Это достижение дает нам возможность уверенно говорить о том, что в 2018 году поручение президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина о повышении производительности труда в полтора раза к 2011 году будет выполнено.

Достичь таких впечатляющих результатов мы смогли только на основе взвешенного подхода к созданию сбалансированной, по нашей оценке, модели рынка перевозок, обладающей высоким потенциалом развития.

Полагаю, что дальнейшие шаги по реформированию нужно делать лишь после комплексного моделирования эффектов, понятных для всех участников рынка. Дальнейшее регулирование необходимо осуществлять также очень выверенно.

Уважаемые коллеги!

Основные направления развития российских железных дорог до 2025 года ориентированы на достижение цели, которую поставил президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин: выйти на темпы роста валового продукта выше мирового уровня.

Безусловным приоритетом станет реализация принципа опережающего развития транспортной инфраструктуры. В истории многих государств это стало главным инструментом подъема и роста национальных экономик. Достаточно вспомнить "Новый курс" Рузвельта и пятилетки Китайской Народной Республики.

Прямо скажу – задача сложная. Ее вдвойне тяжелее решать в условиях роста объемов перевозок и масштабных работ по снятию текущих инфраструктурных ограничений. Но мы уже с ней успешно справляемся, и результаты двух последних лет – яркое тому подтверждение.

Важной составляющей развития инфраструктуры станет новое масштабное строительство.

Самое главное – уже в ближайшие годы железная дорога придет в те регионы, где ее никогда не было. Мы начинаем реализацию проектов, задуманных нашими предшественниками многие годы назад. Речь в первую очередь о строительстве Северного широтного хода – одного из крупнейших арктических проектов России. А логическим продолжением работ по модернизации Восточного полигона должен стать транспортный переход на Сахалин, появление которого, уверен, откроет совершенно новые возможности для российских железных дорог в рамках развития всего Азиатско-Тихоокеанского региона.

При этом предполагаем реализовать эти проекты за счет собственных средств и кредитных ресурсов. Тем самым наши усилия по повышению внутренней эффективности мы конвертируем в масштабные и очень нужные объекты, которые будут работать на благо всей страны. Суммарные инвестиции в развитие железнодорожного транспорта составят на горизонте до 2025 года более 7,5 трлн руб.

Правило, проверенное временем: там, куда приходит железная дорога, начинается новая жизнь!

В пассажирском комплексе логичным дополнением к высоким скоростям, комфортным условиям и мобильным сервисам должна стать "бесшовная" технология взаимодействия всех видов транспорта, когда пересадки и переходы между поездом, самолетом, городским транспортом и личным автомобилем станут максимально удобными, как и сами поездки. Железные дороги должны занять в этой новой транспортной системе достойное место.

Что для этого необходимо сделать?

Следует активно интегрироваться в транспортную сеть агломераций. Я уже приводил пример Московского центрального кольца. Считаю, что его идеологию можно распространить на все крупные агломерации России. Наш новый совместный с правительством Москвы проект – Московские центральные диаметры – выведет интеграцию железных дорог в городскую среду на новый уровень.

Второе. Мы обязаны сформировать новый облик вокзалов, сделать их естественной частью городского ландшафта, точками притяжения, центрами культурной жизни, "домом" для наших пассажиров, в котором находиться комфортно, а возвращаться радостно и приятно.

Третье. Требуется изменить подходы к обновлению подвижного состава. Сейчас у людей совершенно иные понятия о комфорте, нежели 10 и тем более 20 лет назад. И речь не просто о кондиционерах, Интернете или качестве питания. Это уже привычная норма. В идеале человек вообще не должен замечать, что он едет в поезде. Любая деталь, любая мелочь обязаны быть такими же удобными и понятными, как и в повседневной жизни.

Высокими темпами необходимо развивать скоростное и высокоскоростное движение. К 2025 году ежегодная аудитория скоростных поездов приблизится к 25 млн пассажиров.

Ключевым элементом этого направления должна стать высокоскоростная грузо-пассажирская магистраль "Евразия". Это без преувеличения Транссиб XXI века. И как Транссиб связал воедино огромную страну, так и ВСМ "Евразия" позволит России занять достойное место на мировой карте логистических маршрутов будущего.

Мы планируем динамично развивать зарубежный бизнес холдинга. Самое сложное – это научиться продавать наши компетенции в условиях жесточайшей глобальной конкуренции. Уверен, мы справимся с этой задачей и портфель наших международных проектов увеличится в разы.

Важнейшим приоритетом для нас являются грузовые перевозки.

Вместе с участниками рынка, органами власти, экспертами и учеными выработаны общие подходы и видение будущего. Мы оцениваем прирост погрузки к 2025 году на уровне 300 млн тонн. Удобный сервис для клиентов без бюрократии и с широким использованием интернет-технологий будет сопровождаться ростом качества, надежности и безопасности перевозок. В этом – залог успеха.

Сегодня трудно представить транспортную отрасль без инноваций. Это не просто отдельные решения, а результаты системной деятельности научных, образовательных организаций и фондов, бизнес-инкубаторов и стартапов.

Такой подход заложен в основу нашего проекта цифровой железной дороги, который объединит самые передовые технологии "Интернета вещей", анализа "больших данных", кибербезопасности. Работа над высокотехнологичными продуктами ведется совместно с инновационным центром "Сколково".

В тестовом режиме уже запущена цифровая платформа "Грузовые перевозки".

В конечном счете мы выйдем на создание цифровой модели управления железными дорогами, которая повысит эффективность всего железнодорожного комплекса. А если смотреть еще дальше – до 2050 года, то мы предлагаем сформировать цифровую модель и всего транспортного комплекса страны!

В ближайшие десятилетия нас ждет трансформация всего технического ландшафта железных дорог, которая радикально изменит представление о содержании труда железнодорожников. Эпоха традиционной автоматизации уступает место самообучающимся интеллектуальным системам. Поэтому потребность в "цифровых" специалистах ставит перед нами еще одну задачу – обновления образовательного комплекса железных дорог.

Мы усилим внимание к вопросам экологии. Другим видам транспорта есть чему у нас поучиться – наша доля в выбросах СО2 сегодня менее 2% от общего объема "выхлопного облака" транспортного сектора. Наш долг – сделать железные дороги домом для "зеленых" разработок. При этом в ближайшие годы будет завершена электрификация многих участков сети. Альтернативы электротяге, как наиболее экономичному и экологичному ресурсу, сегодня нет.

Сейчас много говорится о безуглеродной, возобновляемой энергетике. Россия, по оценкам экспертов, имеет в этой сфере огромный потенциал, и железные дороги – не исключение. Мы уже работаем над новыми видами железнодорожной техники, в том числе использующей альтернативные виды топлива. И это направление будем активно развивать.

Уважаемые участники съезда!

Не устану повторять: главное для нас – это люди. Без инициативных и квалифицированных сотрудников мы не смогли бы добиться нынешних результатов и не сможем развиваться в будущем. Мы у себя в компании гарантируем рост заработной платы выше инфляции за счет опережающего увеличения производительности труда. Зарплата к 2025 году превысит среднероссийскую на 35%.

Продолжим тесное сотрудничество с профсоюзами и будем добросовестно выполнять свои обязательства перед работниками. Наш социальный пакет – один из лучших в стране и всегда будет оставаться таковым. Планируем сделать его более гибким и адресным. Дополнительно учтем такие направления, как помощь в решении жилищных проблем, поддержка молодых семей, формирование достойной пенсии.

Полагаю, что такой подход обеспечит престижность профессии железнодорожника и отразит ее значимость в жизни страны.

Завершая свое выступление, хочу подчеркнуть, что практическое воплощение "образа будущего" российских железных дорог – это наша с вами общая задача.

Решив ее, мы создадим стабильно работающую, современную транспортную систему с потенциалом дальнейшего развития. Она станет фундаментом благополучия будущих поколений.

Для пассажиров станут привычными вагоны с продуманной эргономикой и современным дизайном. Организация новых сообщений, развитие скоростного и высокоскоростного движения повысят мобильность населения, укрепят связи между людьми. Расширятся возможности для жителей агломераций, что позволит им сократить расходы и даже отказаться от затратных поездок на личных автомобилях.

Рациональный подход к использованию инфраструктуры и тяговых ресурсов, применение инновационного подвижного состава, систем управления на основе искусственного интеллекта позволят существенно улучшить параметры работы инфраструктуры. При этом все процессы будут оцифрованы, а необходимые операции автоматизированы.

К 2021 году планируем устранить все просрочки по капитальным ремонтам локомотивов, а к 2025 году – по ремонту пути.

Комплексные оценки показывают, что один рубль, вложенный в развитие железных дорог, формирует дополнительно три рубля валового внутреннего продукта. И это не просто цифра. За ней стоит улучшение инвестиционного климата, усиление конкурентных преимуществ российской промышленности, инновационное развитие ключевых отраслей экономики.

Как вы видите, задачи, стоящие перед отраслью, – масштабные и ответственные. Так было и будет в будущем, потому что в России железная дорога – неотъемлемый элемент развития страны.

Основой нашей железнодорожной культуры и профессиональной чести всегда были преданность Родине и избранному делу, профессионализм, стойкость. Сейчас эти качества очень нужны нашей стране и обществу для того, чтобы продолжить поступательное движение вперед.

Уважаемые коллеги! Уверен, наши партнеры и клиенты, государственные руководители, представители общественных организаций поддержат инициативы съезда.

Желаю всем нам плодотворной работы! Спасибо!

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок30.11.2017