19-04-19 / 2019
Новости отрасли
Высокоскоростной каркас экономики

Александр Мишарин, первый заместитель генерального директора ОАО "РЖД". – Президент Российской Федерации Владимир Путин одобрил инициативу по проектированию высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург. Что ее создание в перспективе изменит в жизни главных клиентов железной дороги – пассажиров и грузоотправителей?

– Вопреки распространенному мнению, что высокоскоростное сообщение – это услуга для пассажиров, хочу отметить, что реализация проектов ВСМ является логичным этапом развития всего железнодорожного транспорта, включая грузовые перевозки. Изменения с появлением ВСМ коснутся не только пассажиров, но и грузоотправителей. Если рассматривать направление Москва – Санкт-Петербург, из-за исчерпания пропускной способности главного хода Октябрьской железной дороги, занятого "Сапсанами", грузовые поезда приходится направлять в обход. Это яркий пример, подтверждающий исчерпание резервов пропуска при организации грузового и пассажирского движения на одной инфраструктуре.

Смешанная технология сегодня является препятствием для дальнейшего роста объема железнодорожных перевозок. Основной прогнозируемый прирост грузопотоков, в первую очередь контейнерных грузов, ожидается именно в северо-западном направлении и составит, по расчетам ИЭРТ, 124 млн тонн к 2030 году. Это направление также является и наиболее пассажироемким.

Сегодня мы не можем представить Москву и Санкт-Петербург без поездов "Сапсан" – за десять лет мы привыкли к их сервису, что подтверждает спрос, который уже превышает максимально возможное предложение кресел к продаже. В прошлом году мы перевезли "Сапсанами" 5,7 млн пассажиров, дальнейшее увеличение размеров движения вступает в конфликт уже не с грузовыми перевозками, а с дальними пассажирскими и пригородными, требует координации с развитием Московского и Санкт-Петербургского транспортных узлов. В таких условиях без новых решений удовлетворить возрастающую потребность в сообщении двух столиц просто невозможно.

Отвечая на ваш вопрос, скажу, что строительство высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург предложит нашим соотечественникам и туристам высокий уровень пассажирских сервисов на скорости до 400 км/ч и дополнительные возможности для работы и общения с близкими за счет сокращения поездки до двух часов. Это еще больше повысит спрос. В результате пассажиропоток на данном направлении суммарно вырастет в три раза – с 11 до 33 млн пассажиров. А перевод пассажирских поездов на новую инфраструктуру откроет возможности для пропуска грузового поездопотока по кратчайшему направлению Москва – Бологое – Санкт-Петербург и в целом в северо-западном направлении, для дальнейшего развития портов, в том числе Бронки, и опережающего развития экономики регионов – Карелии, Ленинградской, Новгородской и Тверской областей.

Строительство уже запроектированной ВСМ Москва – Нижний Новгород с началом проектирования и дальнейшим запуском ВСМ Москва – Санкт-Петербург позволит сертифицировать десятки новых элементов инфраструктуры и организовать в России масштабное производство высокоскоростного подвижного состава с локализацией до 80%.

– Как это изменит железнодорожный транспорт в целом?

– Сегодня мы находимся в точке принятия ключевого решения о дальнейшем пути развития железных дорог – будет это "сырьевой" вариант, ориентированный на перевозку сырьевых грузов, или "технологичный", основанный на интенсивном развитии как грузовых, так и пассажирских перевозок на необходимом экономике и обществу уровне. Мы выбираем или бесконечное строительство двух, трех, четырех путей по традиционным технологиям, или строительство сети ВСМ и специализацию линий.

Реализация таких проектов, как ВСМ из Москвы в Санкт-Петербург, Нижний Новгород и далее до Казани и Екатеринбурга, с переключением на них значительной доли перспективных пассажиропотоков высвободит существующую инфраструктуру для освоения перспективных грузопотоков. При строительстве ВСМ до Санкт-Петербурга будет перераспределена часть грузопотока с направления Екатеринбург – Пермь – Волховстрой, повысится эффективность перевозочного процесса всей системы западнее Урала.

Это позволит ОАО "РЖД" перейти к специализации целых направлений с разделением на грузовые и пассажирские линии и внедрить передовые технологии перевозки грузов, снизив себестоимость перевозки и содержания инфраструктуры.

Многие решения уже разработаны в ходе проектирования ВСМ до Нижнего Новгорода, например безбалластное верхнее строение пути, эстакадное строительство, системы диагностики инфраструктуры, токосъема на скоростях до 400 км/ч. Применение малообслуживаемых конструкций позволит сократить расходы на их содержание от 20 до 50% по сравнению с традиционными. Отмечу такие перспективные направления, как создание современных транспортно-пересадочных узлов и системы цифрового пассажирского сервиса.

С учетом ожидаемого социально-экономического развития страны, роста промышленной активности и внешнеторговых связей, четырехкратного роста транзитных контейнерных перевозок перспективные грузопотоки на полигоне тяготения линий ВСМ и скоростного пассажирского сообщения увеличатся к 2030 году в 1,85 раза.

Сравнение вариантов развития сети с ВСМ и без них показало, что с ВСМ создается высокотехнологичный транспортный продукт, который выведет отрасль на новый уровень производительности. Доходы ОАО "РЖД" увеличатся более чем на 3 трлн руб. на горизонте 30 лет с привлечением новых объемов высокодоходных грузов на высвобождаемую инфраструктуру.

– Что поменяется в работе железнодорожников?

– Могу сказать точно, что работать станет интереснее, ведь для обеспечения высоких скоростей будет применено большое количество инноваций – как на этапах проектирования и строительства, так и на эксплуатационной фазе. Реализация новых технологий управления на основе цифровой трансформации и специализации линий, таких как интервальное регулирование и "виртуальная сцепка", позволяющих сократить интервал движения до двух минут и обеспечить размеры грузового движения более 120 пар поездов с предоставлением трех- и четырехчасовых "окон" для путейцев и энергетиков, проводить "тяжелые" виды ремонтов на закрытых перегонах. Это управление новыми типами поездов и локомотивов и значительное улучшение условий труда, развитие отраслевой науки, активное вовлечение молодежи.

Сформируется новое поколение железнодорожников, с новым набором компетенций и знаний. Уже сейчас должна измениться и подготовка сотрудников, в том числе по цифровым технологиям, которые являются базовыми в проектах ВСМ. Я постоянно встречаюсь со школьниками, студентами, молодыми специалистами и вижу их интерес к этим темам, понимание и нацеленность на лучшие результаты. Какие дороги им строить и эксплуатировать, решается именно сейчас.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок19.04.2019