31-05-16 / 2016
Новости отрасли
Выравнивание ж/д тарифов не вернет все высокодоходные грузы, но РЖД создают стимулы

 Выравнивание тарифных условий при перевозке по железной дороге вернет на этот вид транспорта лишь часть высокодоходных грузов, хотя ОАО "Российские железные дороги" активно работает над стимулированием этого процесса, отмечают в компании.

"К сожалению, мы потеряли большую долю грузов "третьего" класса (высокодоходных - ИФ). Часто в этом винят высокий тариф. Но мне кажется дело тут не только в тарифе. Во-первых, строятся дороги. Развивается автомобильный транспорт, то есть конкуренты развиваются, ситуация в автомобильных перевозках за 30 лет колоссально изменилась. Поэтому многие грузы ушли на автомобильный транспорт, они комфортно там себя чувствуют", - заявила советник президента РЖД Тамара Стебунова на брифинге во вторник.

"Кроме того, (произошли - ИФ) колоссальные изменения в экономике. Сегодня уже нет таких больших отправок грузов "третьего" класса. Я не беру металлы, к (таким - ИФ) грузам относятся химия, мебель, книги, достаточно дорогие приборы, которые сегодня ушли с железной дороги, потому что технологически их проще и лучше перевозить автомобилем. И дело не только в тарифах, дело в сроках погрузки, выгрузки, перегрузки, доставки от двери до двери. Поэтому сегодня вот эта пропорция между "первым" (низкодоходными грузами - ИФ) и "третьим" классом очень серьезно изменилась по сравнению с той ситуацией, когда был разработан действующий прейскурант", - добавила она. "Я думаю, не все грузы вернутся, потому что не всегда даже цена является определяющим фактором. (...) Какие-то грузы, наверное, вернутся - те, которые традиционно тяготеют к железной дороге", - предполагает топ-менеджер.

В то же время глава департамента методологии тарифообразования, экспертизы, анализа и применения тарифов в области грузовых и пассажирских перевозок РЖД Владимир Варгунин отметил на брифинге, что центр фирменного транспортного обслуживания монополии "ведет большую работу по привлечению грузов "третьего" тарифного класса на железную дорогу", в компании сформирована соответствующая программа. В частности, "РЖД-Логистика" обеспечивает доставку грузов "от двери до двери". "То есть компания пытается сейчас конкурировать в этом сегменте и очень активно. Частично грузы привлекаются даже в (нынешних - ИФ) условиях", - сказал менеджер. "Но одномоментно это не произойдет", - считает он.

Ранее в интервью "Интерфаксу" президент РЖД Олег Белозеров заявил, что компания, участвующая в разработке нового прейскуранта регулируемых тарифов, выступает за отход от практики "внутреннего субсидирования" перевозки одних грузов за счет других. "РЖД не должны за свой счет либо отправителей высокодоходных грузов субсидировать угольщиков или других клиентов с дешевыми грузами. С нашей точки зрения, этим должно заниматься государство, если примет такое решение, но не через нас. Наша задача - максимально эффективно перевозить грузы", - сказал он, отметив, что сейчас предоставляются скидки на дешевые грузы "первого" класса и наценки - на дорогостоящие грузы "третьего".

Выравнивание тарифных условий фактически будет означать повышение ставок на транспортировку низкодоходных грузов и снижение для высокодоходных. В то же время в РЖД пока не могут сказать, насколько большими будут эти изменения: "понимания нет" и "конкретных предложений не сформировано", заметила на брифинге во вторник Т.Стебунова, подчеркнув при этом, что "никто не собирается принимать революционных или антиреволюционных решений" и "заводить экономику в тупик".

"Можно разработать одну базовую схему - прейскурант будет построен по себестоимости. Вот тогда это было бы колоссальное повышение тарифа на уголь. Но при этом есть еще элементы дифференциации. Наверное, одномоментно отказаться от нее экономика не позволит, она просто не выдержит этого. С другой стороны, возможно, в перспективе экономическая ситуация будет меняться. Возможно, можно будет от (дифференциации - ИФ) отказаться. Но все равно тогда должен быть какой-то элемент донастройки. Сейчас это так называемый (тарифный - ИФ) коридор. Он позволяет учитывать ситуацию в экономике в данный момент", - сказала топ-менеджер.

"Мы говорим, что когда мы будем формировать тариф, то должны для себя определить себестоимость. Нам бы очень хотелось, чтобы Минэкономразвития, Минпромторг определили ценовые параметры тарифа, которые позволяли бы нормально работать экономике страны, это будет для нас инструментом, чтобы думать, какой будет механизм дифференциации. Но и рынок должен понимать, во что нам обходится эта услуга", - заметила в этой связи Т.Стебунова.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс31.05.2016