09-02-15 / 2015
Новости отрасли
Вынужденное решение

С февраля «Укрзализныця» повышает тарифы на грузоперевозки

Министерством инфраструктуры Украины подписан приказ о повышении тарифов на железнодорожные грузоперевозки. Цены для всех групп грузов повысятся на 30%. Исключение составит лишь каменный уголь. На этот вид топлива рост цен составит 10%. Но в апреле достигнет 18,2%.

В течение месяца Министерство инфраструктуры принимало предложения и замечания относительно новых тарифов. Как отмечали сами чиновники, «повышение тарифов поспособствует частичной стабилизации финансового положения украинских железных дорог, вызванного, в свою очередь, падением объема перевозок, повышением цен на продукцию для потребностей отрасли, увеличением долговой нагрузки из-за повышения курса валют и ряда других факторов». Заместитель министра инфраструктуры Владимир Омелян считает, что на данный момент тарифы на железнодорожный транспорт ниже экономически обоснованного уровня.

Исполняющий обязанности генерального директора УЗ Максим Бланк говорит, что подобное решение неминуемо в условиях дефицита средств в структурах УЗ и согласовано с основными грузовладельцами. Однако в УЗ не исключают проявление недовольства со стороны малых фирм-грузовладельцев.

Директор Центра политического маркетинга Украины Василий Стоякин считает, что больше всего от повышения тарифов в первую очередь пострадают компании металлургической промышленности и агрокомплекс. И всему транспорту Украины необходима государственная поддержка во избежание повышения цен на конечную продукцию.

«У наших предприятий есть определенные проблемы, в первую очередь у металлургов. А это единственная отрасль, которая что-то «тянет».

Металлурги возят большой ассортимент продукции, и в основном перевозки происходят по железной дороге. Но если у металлургов запас прочности достаточно большой, то у сельского хозяйства весьма низкая прибыльность. Представители агропромышленного комплекса очень сильно зависят от кредитов и изменения цен, поэтому любое повышение тарифов на транспорт – неприятный момент, который приведет к убыткам компаний. Учитывая тот факт, что на данный момент железная дорога Украины – дотационная сфера, то правительству в любом случае необходимо было подумать о последствиях таких решений. В отличие от России на Украине большая часть подвижного состава все-таки находится в государственной собственности, а не в частной. В данном случае логичнее было бы поддержать железную дорогу, а не повышать тарифы для грузоотправителей», – считает эксперт.

Директор Института энергетических стратегий Дмитрий Марунич, напротив, заметил, что предприятия украинского агрокомплекса в данный период не испытают неудобств от повышения. А в случае металлургической промышленности лишь компании, которые вывозят продукцию на экспорт, в меньшей степени испытают сложности от повышения тарифов.

«Еще нет данных по итогам года, но уже известно, что убытки от пассажирских перевозок возросли до 8,5 млрд гривен, – сообщил он «Гудку», – очевидно, что ухудшающееся финансовое состояние компании толкает на подобного рода решения. Где-то процентов до 20 будут повышены тарифы на пассажирские перевозки, а это пока единственный доступный вид транспорта.

Металлурги возмущены в первую очередь тем фактом, что на фоне падения цен на продукцию им повышают тарифы. Единственное, что может спасти предприятия данной отрасли в такой ситуации, – экспорт за границу. Но не все предприятия способны вывозить продукцию на экспорт. На экспорт уголь из Украины не везут. Нельзя повышать дальше, поскольку это будет вкладываться в себестоимость отопления, а повышать уже некуда. Также я считаю, что неминуемо резкое снижение грузопотока».

Директор Центра исследования проблем гражданского общества Виталий Кулик предполагает некритичное снижение грузопотока.

«Да, несомненно, на себестоимость подобные повышения повлияют: проходили многочисленные консультации с ассоциациями промышленников. Представители УЗ считают, что это обоснованное повышение тарифов и тянуть с этим делом было нельзя. Я согласен, поскольку зафиксировано общее снижение товаропотока через Украину, транспортные коридоры находятся в сложной ситуации, сокращение на уровне 35–40%, и грузоперевозки по стране для УЗ перестают быть выгодными по ныне существующим ценам. Это та мера, на которую УЗ и представители Министерства инфраструктуры должны были пойти для получения денег на железные дороги. В данном случае я не вижу каких-либо противоречий, повышение тарифов обоснованно. Относительно предприятий металлургии и угольных компаний – у них и так у большинства огромные долги перед УЗ за перевозки, которые исчисляются годами. Коллапса не произойдет, ведущие предприятия продолжат перевозить по железным дорогам», – высказывает мнение Виталий Кулик.

Президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко заметил, что расходы в результате увеличат конечную цену продукции. С экспертом согласен и председатель правления ассоциации «Поставщики Таможенного союза» Олег Ногинский. По его мнению, действия властей нанесут большой вред предприятиям Украины в нынешней непростой ситуации. Но все же отчасти подчеркивает обоснованность тарифов:

– На сегодняшний день ситуацию с таким повышением можно рассматривать с двух ракурсов: с одной стороны, они обоснованны, поскольку УЗ необходимы средства. Но так как большинство перевозчиков работают на внутренний рынок, это неминуемо приведет к их убыткам. И в очередной раз позволит повысить цены на ряд продукции. К сожалению, действия властей приводят к тому, что ухудшается ситуация на Украине, уменьшается производство, поднимаются цены. Не исключаю, что подобные действия приведут к закрытию ряда предприятий и продукцию необходимо будет закупать за границей.

«В стране сохраняется ситуация, когда за счет грузоперевозок удается дотировать пассажирский транспорт, – говорит генеральный директор «Украинского кредитно-рейтингового агентства» Станислав Дубко. – Очевидно, железнодорожники считают, что промышленность – более платежеспособный сегмент и в состоянии переварить подобное повышение, в то время как повышение цен на перевозки пассажиров достаточно негативно повлияет. Ко всему прочему, компании с валютной выручкой с легкостью переживут подобное повышение».

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152009.02.2015