09-12-20 / 2020
Новости отрасли
Выход к океану

Узбекистан, Пакистан и Афганистан привлекут средства для строительства трансафганской железной дороги В ноябре президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев подписал постановление о расширении экономического сотрудничества с Афганистаном. Согласно документу, Узбекистан, Пакистан и Афганистан построят железную дорогу по маршруту Мазари-Шариф (город на севере Афганистана) – Кабул (город на востоке Афганистана, вблизи с афгано-пакистанской границей). Средства на реализацию проекта планируется получить от Финансовой корпорации международного развития США (DFC), в которую главы трех государств направят совместный запрос до конца этого года.

Как отмечается в постановлении Шавката Мирзиеева, в декабре этого года министры транспорта Узбекистана, Пакистана и Афганистана проведут переговоры по оперативному изучению и выбору наиболее экономически выгодного направления будущей железнодорожной магистрали с дальнейшим продлением до Пешавара (город на северо-западе Пакистана, вблизи с афгано-пакистанской границей). Новая железная дорога позволит Узбекистану получить выход к портам Пакистана.

Сегодня предлагаются два варианта строительства новой железной дороги. Либо магистраль будет пересекать горную систему Гиндукуш в том месте, где высоты перевалов (например, перевала Саланг) достигают 3,8 тыс. и более метров либо по более равнинным частям страны, вокруг хребта Гиндукуш, через Герат, Лашкаргах, Кандагар и Газни.

Для выбора именно высокогорного варианта есть ряд аргументов, среди которых проходящая по этому маршруту линия электропередачи из Узбекистана и Таджикистана, ведущая к Кабулу (следовательно, железная дорога будет сразу электрифицированной), и проходящая там автодорога, что ускорит доставку грузов, материалов и техники для строительства. Также маршрут через Гиндукуш является кратчайшим путем между Узбекистаном и Пакистаном.

Согласно постановлению президента Узбекистана, подготовка документов по проекту завершится к июню 2021 года. Строительство новой железной дороги планируется начать в сентябре следующего года.

Напомним, в прошлом году в Ташкенте (Узбекистан) был создан финансовый консорциум для строительства железной дороги Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар, в который вошли представители пяти стран – России, Казахстана, Узбекистана, Афганистана и Пакистана. Ориентировочная стоимость проекта оценивалась в $5 млрд.

По предварительным оценкам, протяженность такой дороги составит 573 км. Планируется построить 18 км мостов и семь тоннелей общей протяженностью более 70 км.

Как ранее рассказывал "Гудку" Александр Мишарин, на тот момент занимавший должность первого заместителя генерального директора ОАО "РЖД", в случае реализации данного проекта железнодорожные компании смогут получать дополнительный доход от транзита по новому коридору. "Перед Россией откроется новый рынок для будущих поставок отечественной железнодорожной продукции и оборудования", – рассказывал Александр Мишарин.

Напомним, в прошлом году специальный посланник Министерства иностранных дел Китая по Афганистану Дэн Сицзюнь на встрече со спецпредставителем президента Узбекистана по Афганистану Исматуллой Иргашевым заявил, что КНР готова присоединиться к проекту строительства новой железной дороги Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар.

Стоит отметить, что в ноябре 2010 года АО "Узбекистон темир йуллари" завершило строительство железной дороги Хайратон (город на севере Афганистана, на афгано-узбекистанской границе) – Мазари-Шариф в Афганистане протяженностью 75 км и стоимостью $129 млн.

Железных дорог как целостной системы в Афганистане нет. Все граничащие с Афганистаном страны исторически имеют различную ширину колеи. В Иране – 1435 мм, в Туркменистане, Узбекистане и Таджикистане – 1520 мм, в Пакистане и Индии – преимущественно 1676 мм.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152009.12.2020