17-06-19 / 2019
Новости отрасли
Выход из угля

В Кемерово в минувший четверг прошло совещание по вопросам транспортировки угля с участием заместителя генерального директора ОАО "РЖД" – начальника Центра фирменного транспортного обслуживания Алексея Шило, губернатора Кемеровской области Сергея Цивилева и руководителей угледобывающих предприятий Кузбаса и компаний – операторов подвижного состава. Они обсудили тарифы на перевозку угля, качество планирования, развитие путевой инфраструктуры, а также возможность переориентации грузопотоков на недозагруженные направления.

Топливу из Кузбасса подбирают альтернативные маршруты. Подобные совещания будут проходить раз в квартал, сообщил Сергей Цивилев ("Гудок" рассказывал об этом 7 июня).

По словам Алексея Шило, за январь – май на сети дорог погружено около 160 млн тонн твердого топлива, что на 0,8% больше, чем годом ранее. При этом, несмотря на колебания мировых цен, по итогам пяти месяцев экспортные поставки выросли на 6% по сравнению с прошлым годом.

Доля кузбасских компаний в экспортной отгрузке составляет порядка 70%, или 62,9 млн тонн. Перевозки топлива из этого региона за рубеж в восточном направлении за пять месяцев текущего года выросли на 3,1%, в северо-западном – на 11,3%.

Алексей Шило напомнил, что Долгосрочная программа развития ОАО "РЖД" на 2019 год предусматривает увеличение экспортных отправок угля всего на 1,5%, о чем грузоотправители были проинформированы в конце 2018 года. Сдержанные темпы роста обусловлены проведением ремонтных работ на инфраструктуре. В восточном направлении пропускная способность железнодорожной инфраструктуры в этом году по плану увеличится всего на две пары поездов в сутки.

Наращивать перевозки в условиях ограниченных провозных и пропускных способностей помогает развитие тяжеловесного движения. За последние шесть лет, по данным пресс-службы Западно-Сибирской дороги, средний вес грузового поезда на магистрали увеличился на 126 тонн, а число тяжеловесных поездов – на 30%.

Растет и скорость перевозок: со станций ЗСЖД уголь следует со скоростью 527 км/сут. при среднесетевой скорости доставки грузов 410 км/сут.

По словам Алексея Шило, переориентация грузопотоков на недозагруженные направления позволит увеличить скорость доставки в порт, как следствие, оптимизировать оборот вагона и сократить затраты на вагонную составляющую. При этом у компании есть резервы по наращиванию перевозок угля в европейскую часть России и в направлении портов и пограничных переходов Северо-Запада и Юга. В качестве альтернативы загруженным направлениям компания предлагает угольщикам Северо-Кавказскую дорогу.

"Еще один резерв – местное сообщение. Предлагаю участникам перевозочного процесса скорректировать планы по завозу топлива для нужд ЖКХ и энергетики, сдвинув его на более ранние сроки", – предложил Денис Рахимжанов, первый заместитель начальника ЗСЖД.

Отметим, что в 2018 году, по данным Департамента угольной промышленности администрации Кемеровской области, большую часть своей продукции угольные компании Кузбасса экспортировали в Южную Корею (18,528 млн тонн), Японию (11,924 млн тонн), Германию (10,480 млн тонн), Турцию (10,372 млн тонн), Нидерланды (10,076 млн тонн), Великобританию (8,588 млн тонн), на Украину (8,274 млн тонн) и в Китай (6,643 млн тонн).

Цены на энергетический уголь на европейском рынке с начала года упали более чем на 50%. В связи с этим генеральный директор АО "ХК "СДС-Уголь" Геннадий Алексеев призвал железнодорожников снизить тарифы на перевозку энергетических марок угля из Кузбасса в порты Балтики и Азово-Черноморского бассейна, установив минимальный уровень ценовых пределов, а также предложил в период ухудшения конъюнктуры разработать методику ежеквартальной корректировки расчета уровня тарифов, расценок операторов и стивидоров в зависимости от экспортной цены.

Генеральный директор ООО "Промугольсервис" Елена Дробина подняла на совещании вопрос о том, что необходимо разработать транзитные транспортные коридоры в обход Украины для исполнения заключенных контрактов на поставку угля в страны Восточной Европы. С 1 июня поставки угля, нефти и нефтепродуктов из России на Украину осуществляются только по отдельным разрешениям. Это решение Правительство РФ приняло минувшей весной в ответ на постановление кабинета министров Украины, расширившее список запрещенных для импорта российских товаров. "У нас нет понимания по дальнейшей работе в направлении Украины, возможности или невозможности дальнейших поставок российского угля, объемов и принципов пропускной системы. Грузы, отправленные в мае, остановлены у границ", – сказала Елена Дробина.

Следующее совместное совещание состоится в III квартале.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок17.06.2019