03-11-10 / 2010
Новости отрасли
Выход из кризиса ведущих отраслей экономики, которые формируют грузовую базу ОАО «РЖД», отразился и на итогах работы компании за 10 месяце...

Участники перевозочного процесса говорят, что стабилизация экономики привела к появлению положительной динамики в разных сферах погрузки. В то же время в январе – сентябре 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2008-го (когда кризис на сети еще не начался) погрузка все еще демонстрировала существенное отставание показателей. За январь – октябрь 2010 года погрузка на сети РЖД выросла на 9,3% по сравнению с аналогичным периодом 2009-го и составила около 990 млн. тонн. Положительный тренд в середине октября был отмечен по всем классам грузов. По номенклатурам, формирующим 1 класс, рост составил 11%, по грузам 2 класса – 7,2%, 3 класса – 8,2%. При этом динамика перевозок основных грузов продолжила стабильно нарастать. В частности, в сегменте высокодоходных грузов нефть и нефтепродукты выросли на 11%, черные металлы – на 13%, металлоконструкции – на 20%. Среди среднедоходных номенклатур увеличилась доля химических и минеральных удобрений – на 17%, лома черных металлов – почти на 26%, кокса – на 23%. Погрузка зерновых снизилась на 25% по сравнению с прошлым годом – главным образом из-за моратория на экспорт. В сфере низкодоходных грузов рост перевозок был не столь велик, как в сегменте 1 класса. Так, увеличение погрузки каменного угля составило только 5%, строительных грузов – 9%, руды железной и марганцевой – 7%. Существенный прирост показала только погрузка цемента – 13%. Стоит отметить, что на фоне 10 месяцев прошлого года рост показателей заметен главным образом в сегменте металлургии, где уверенными темпами увеличиваются отгрузки металлоконструкций и лома черных металлов. Причина проста: отрасль, связанная с производством стали, вступает в период стабилизации, который постепенно переходит в фазу восстановления. В итоге рынок работает уже в условиях прогнозируемого подъема и спада.

Динамика по остальным ведущим номенклатурам сети ОАО «РЖД» показывала неплохие, но отнюдь не заоблачные результаты. Неравномерный прирост на уровне от 7 до 20% отражает неслаженный выход из кризиса различных секторов экономики, где-то сдерживаемых внешними факторами, где-то – внутренними условиями. Скажем, производители минеральных удобрений работают с большим портфелем экспортных заказов. Отсюда и рост показателей. Стабилизировалась ситуация и на угольном рынке после аварии на шахте «Распадская» и за счет, опять-таки, мирового спроса наблюдается положительная динамика в сегменте кокса и каменного угля. Постоянный, без рывков, спрос на нефть и нефтепродукты в России и мире также позволил компаниям увеличить объемы вывоза черного золота. И наоборот, отсутствие продуманной внешней политики в области заградительных пошлин на лес и низкий уровень спроса на внутреннем рынке привели к малозаметным увеличениям предъявленного к транспортировке груза. Постепенное оживление в строительном секторе экономики стимулировало незначительный рост номенклатуры строительных грузов и цемента, но и здесь существует ряд сдерживающих факторов, о которых мы поговорим ниже. Наконец, упомянутое восстановление черной металлургии подстегнуло добычу и, соответственно, перевозки руды железной и марганцевой.

Возвращаясь к стабильному положительному тренду по основным номенклатурам, хочется напомнить, что сравниваются 10 месяцев 2009 и 2010 годов. Однако учитывая, что кризис постепенно перестал влиять на экономику только в ноябре 2009-го, относительно уверенно растущий рынок текущего года уже можно сравнивать с предкризисными 9 месяцами 2008-го, когда экономика еще катилась вперед на инерционных рельсах и демонстрировала рост. В этом случае динамика погрузки выглядит уже не так привлекательно почти по всем номенклатурам, за исключением нефтяного сектора, превысившего итоги 9 месяцев 2008 года на 7%, сегментов минеральных удобрений и угля, которые отстают от докризисного уровня всего на 3% каждый, а также кокса, который просел только на 4%. Такие достойные показатели были достигнуты во многом благодаря экспорту. В частности, позиции каменного угля уже в конце прошлого года демонстрировали хороший рост в силу работы на экспортных контрактах, а минеральные удобрения и вовсе обгоняли почти все номенклатуры грузов по темпам роста отгрузок для перевозки по сети РЖД.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru03.11.10Погрузка не вернулась в 2008-й