05-03-15 / 2015
Новости отрасли
Выход есть - оптимизация производства и расширение сферы деятельности

Снижать цены вслед за среднерыночными, расширять сферу деятельности, наращивая производственные объемы, и проводить оптимизацию для сохранения уровня рентабельности предприятия - такой курс взял Свободненский вагоноремонтный завод - филиал ООО «Трансвагонмаш».

Если большинство крупных предприятий ощутили осложнение экономической ситуации с прошлого года, то в вагоноремонтном секторе трудности начались гораздо раньше. Значительно повлияла на ситуацию политика правительства страны совместно с РЖД по обновлению железнодорожного парка российских предприятий.

- Последние два-три года в стране увеличился объем покупок новых вагонов и, соответственно, снизился объем вагоноремонтных работ. Кроме того, новые вагоны усовершенствованы, а на инновационные производитель дает гарантию в 500 тысяч километров пробега. То есть в среднем до деповского ремонта вагон «пробегает» 5-6 лет, тогда как для обычных вагонов пробег составляет 160 тысяч километров, это примерно 2-3 года, - рассказывает директор Свободненского вагоноремонтного завода – филиала ООО «Трансвагонмаш» Александр Доронин.

С прошлого года в России начало действовать соответствующее постановление, приостанавливающее продление срока службы вагонов. То есть теперь большинству предприятий, имеющих железнодорожный парк, придется либо обновлять вагоны, либо часть просто списывать. Это приводит и к сокращению железнодорожного парка предприятий страны, и к росту конкуренции в сфере вагоноремонтных работ.

- Если говорить конкретно о нашем предприятии, только за счет запрета продления срока службы вагонов мы теряем около 20% объемов работ и примерно 40% доходов, лишаясь серьезной части заказов, - добавляет Александр Доронин.

Немаловажным фактором, влияющим на объемы работ, является географическое положение вагоноремонтного предприятия. Самый выгодный вариант для владельцев ж-д транспорта – расположение непосредственно в точке загрузки либо выгрузки вагонов. Например, если вагоны везут уголь в порт Находка, то именно расположение рядом с Находкой – идеальное для транспортирующей компании. В этом плане Свободненский вагоноремонтный завод находится не на самых удачных позициях – вагоны идут по транзитной дороге, с заходом на ремонт в середине своего пути.

Второй вопрос – коэффициент затрат. Западные предприятия вагоноремонтной отрасли имеют коэффициенты ниже, чем дальневосточные, а значит, удерживать уровень рентабельности им проще.

А вот рост цен на расходные материалы пока еще не оказал существенного влияния на деятельность предприятия, так как все работы производятся с использованием закупленного ранее, еще по прежним ценам, сырья. Однако уже в этом году рост цен и экономическая нестабильность в стране скажутся на состоянии отрасли.

Снижая издержки

Однако все эти сложности, даже в совокупности, не привели к повышению цен на услуги Свободненского ВРЗ. Более того, филиал «Трансвагонмаша» даже проводит политику снижения цен. И здесь большую роль играет еще один фактор. Заводы-конкуренты, расположенные в более выгодных географических условиях, снижают цены. В итоге приходится ориентироваться на среднерыночные показатели при составлении прайс-листа.

Чтобы выстоять в этой непростой конкурентной борьбе, Свободненский завод взял курс на снижение издержек и расширение сферы деятельности.

- Снижение издержек на производстве можно осуществить оптимизацией технологического процесса и переоборудованием. Собственно, так мы и поступаем. Одна из особенностей нашего завода – каждый цех находится в отдельном здании, - рассказывает Александр Валентинович. - Мы связываем цеха технологическими линиями между собой, что намного уменьшает время перемещения деталей в процессе ремонта. Некоторые здания соединяются теплыми переходами, что создает более комфортные условия труда и также влияет на время проводимых работ. Немного ужав площади сборочного цеха, мы перемещаем ремонт деталей непосредственно к вагонам, и эта оптимизация уже дает свои результаты.

Как отмечает директор завода, сокращение технологического цикла и переоборудование позволили повысить качество и снизить себестоимость выполняемых работ.

В этом году планируется закончить реконструкцию цеха по ремонту автосцепного устройства. И начать комплексную реконструкцию колесно-роликового цеха, которая растянется на несколько лет. Такой длительный проект позволит вливать средства постепенно, не останавливая работу цеха. И в дальнейшем принесет прибыль за счет снижения издержек, улучшения качества ремонта и возможностей увеличить объемы производимых работ.

Новые горизонты

Поворачивать ситуацию, даже самую сложную, в свою сторону, быстро реагировать на меняющиеся тенденции рынка – искусство, которым должен владеть современный руководитель. Рост объемов закупок новых вагонов негативно сказался на объемах заказов вагоноремонтных депо, но послужил толчком к развитию. Не так давно ООО «Трансвагонмаш» заключило договор с ЗАО «Тихвинский вагоностроительный завод» (ТВСЗ) о создании сервисных центров по ремонту грузовых вагонов. Теперь Свободненский вагоноремонтный завод также выполняет функции по обслуживанию вагонов ТВСЗ, если эти вагоны находятся на участке Забайкальской железной дороги.

В 2014 году предприятие еще больше расширило сферу своей деятельности – получило лицензию на проведение текущего отцепочного ремонта (до этого здесь проводились деповской и капитальный ремонт с продлением).

Среди конкурентных преимуществ Свободненского завода – право на проведение разделки вагона в металлолом, что актуально в условиях запрета продления службы вагонов. Компания также сотрудничает с фирмами, занимающимися металлоломом, а это – дополнительный источник дохода.

В прошлом году Свободненский филиал «Трансвагонмаша» обзавелся собственной промывочно-пропарочной станцией. Это позволило выйти на новый для завода рынок услуг, взять на себя объемы по региону. В этом году, став победителем общероссийского конкурса, завод заключил договор с Федеральной грузовой компанией на подготовку вагонов, везущих грузы по участкам Забайкальской железной дороги.

Планы и надежды

Ряд комплексных мер, принятых руководством завода для выравнивания экономической ситуации, позволяют строить достаточно оптимистические прогнозы. Согласно которым объем проводимых Свободненским вагоноремонтным заводом работ в 2015 году может вырасти на 10%. Собственно, уже в январе отмечен двухпроцентный рост объемов погрузки на Забайкальской железной дороге по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (дальневосточные предприятия увеличивают погрузку угля, бензина и нефти).

Кроме того, в этом году в Амурскую область зайдет государственная корпорация «Газпром». И если в районе Свободного будут строить газоперерабатывающий завод и вывоз продукции осуществлять железнодорожным транспортом, то, соответственно, после получения соответствующих лицензий Свободненский вагоноремонтный завод сможет взять на себя и нагрузку по обслуживанию вагонов «Газпрома». Ведь такое соседство будет выгодно и госкорпорации, и вагоноремонтному заводу.

- У нас нет другого выхода, только удерживать доходы на прежнем уровне, даже при снижении цен, - подводит итог директор вагоноремонтного завода. - При этом все соцгарантии, которые предоставляли нашим работникам, мы сохраняем, тогда как большинство коммерческих предприятий уже отказалось от них. Мы оставляем в числе прочих выплаты к юбилейным датам, пособия по свадьбе, рождению ребенка, по выходу на пенсию. По-прежнему обучаем на базе нашего завода специалистов, предоставляем возможность студентам из местных учебных заведений проходить у нас практику, отправляем своих работников на выездную учебу в вузы Забайкалья, Урала и Дальнего Востока. Так что оптимизация на нашем предприятии коснется только производства и не отразится на людях.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Благовещенск. Дальний Восток05.03.2015