09-10-18 / 2018
Новости отрасли
Выгодные прямые

Анатолий Гавриленков, заведующий лабораторией кафедры "Экономика транспортной инфраструктуры и управление строительным бизнесом" РУТ (МИИТ). Учитывая прогноз роста перевозок, введения тяжеловесного движения и движения длинносоставных грузовых поездов, узким местом Транссибирской магистрали может оказаться перегон Ерофей Павлович – Сегачама Забайкальской дороги. Решить проблему может избавление участка от кривых.

Общая протяженность кривых малого радиуса составляет более 70% от длины перегона, в том числе кривых с радиусом менее 650 м – более 90% от общего числа кривых.

Существующая линия на участке Ерофей Павлович – Сегачама (7112–7125-й км Транссиба) представляет собой двухпутный участок протяженностью 23,75 км.

Категория Забайкальской дороги особенно грузонапряженная. Наличие большого количества кривых малого радиуса оказывает существенное влияние на конструкции верхнего и нижнего строения пути.

Сравнительный анализ нарастания неисправностей при эксплуатации и текущем содержании двух соседних участков – прямого и участка с кривой радиусом менее 450 м с одинаковыми параметрами всех элементов верхнего строения – показывает, что при их одинаковой грузонапряженности в кривой неисправностей пути в 1,5–1,7 раза больше, чем на прямой.

Ликвидация проблем в содержании и эксплуатации перегона Ерофей Павлович – Сегачама может быть реализована только за счет ликвидации кривых малого радиуса. Институт "Гипротранспуть" предложил решение этой задачи за счет спрямления трассы с 7112-го по 7125-й км.

Особенность предлагаемого варианта – полная ликвидация кривых малого радиуса на перегоне Ерофей Павлович – Сегачама. После этого длина участка сократится на 9,47 км.

Кроме того, проектная трасса проходит в стороне и не пересекает существующую линию, в связи с чем не потребуется дополнительных затрат, связанных с пересечением перегона на период строительства.

Ориентировочная стоимость проекта – 9,6 млрд руб. Инвестиции в его реализацию могут окупиться в течение 10,5 года за счет снижения эксплуатационных затрат на пропуск грузовых поездов при сокращении длины участка, сокращения затрат Центральной дирекции инфраструктуры на содержание и обслуживание объектов инфраструктуры участка на 113,3 млн руб. ежегодно в ценах 2015 года (без учета НДС), экономии затрат за счет увеличения участковой скорости движения поездов, увеличения массы поезда, роста пропускной способности перегона с нынешней 51 пары грузовых поездов в сутки до 78 пар.

Эффект значительно усилится, если вторым этапом провести реконструкцию участка от станции Сегачама до станции Большая Омутная длиной 23 км. По предложению РУТ (МИИТ) институт "Гипротранспуть" выполнил трассирование этого варианта. Продолжение ликвидации кривых малых радиусов до станции Большая Омутная ориентировочно обойдется в 13,2 млрд руб. Как показывают выполненные расчеты, срок окупаемости инвестиций – около 15 лет.

Проекты были рассмотрены на заседании Объединенного ученого совета ОАО "РЖД", получили высокую оценку и рекомендованы для реализации в ОАО "РЖД".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок09.10.2018