11-04-18 / 2018
Новости отрасли
Выгодное одолжение

На рост нового бизнеса в текущем году рассчитывает 84% представителей лизингового рынкаЗа первые три месяца 2018 года на лизинговом рынке железнодорожной техники состоялись сразу две крупные сделки по приобретению 16 тыс. инновационных вагонов на 30 млрд руб. и 400 платформ для перевозки леса на 1 млрд руб. Контрактов такого масштаба на аренду парка не было более года.

АО "Сбербанк Лизинг" заключило сделку возвратного лизинга с ООО "Нитрохимпром" (НХП, входит в Первую тяжеловесную компанию) на 16 тыс. инновационных полувагонов общей стоимостью более 30 млрд руб. Предварительно ходатайство банка одобрила Федеральная антимонопольная служба, не усмотрев в покупке нарушения антимонопольного законодательства. Все участники сделки отказались комментировать ее условия и причины. Однако эксперты рынка знают ее подробности.

Как уточнил генеральный директор ПАО "ТрансФин-М" Дмитрий Зотов, НХП в 2014–2015 годах покупал инновационные полувагоны производства НПК ОВК, когда остальные лизинговые компании практически не проводили сделок с парком из-за низких арендных ставок. Он потратил на покупку более 40 млрд руб.

Практически все вагоны НХП сдает компании "Восток 1520". В настоящий момент эти активы объединены в Первой тяжеловесной компании, которая оперирует инновационным парком производства НПК ОВК.

"Кредитные обязательства Первой тяжеловесной компании могут сейчас составлять до 30 млрд руб., а обязательства по лизингу – более 60 млрд руб. Такой большой объем обязательств при отсутствии публичности мог создать финансовые сложности, и Первой тяжеловесной компании пришлось воспользоваться опцией возвратного лизинга от АО "Сбербанк Лизинг", которое не финансировало железнодорожный сегмент в 2014–2015 годах, но готово это сделать сейчас, в период высоких арендных ставок полувагонов. Не исключено, что у Первой тяжеловесной компании есть обязательства перед Сбербанком, и "Сбербанк Лизинг" помогает их погасить. Также возможно, что компания хочет укрупняться", – говорит Дмитрий Зотов.

По условиям договора, который рассчитан на 9 лет, владельцем 16 тыс. вагонов станет "Сбербанк Лизинг". К покупке предложены инновационные полувагоны – люковые и глуходонные – грузоподъемностью 75–77 тонн с нагрузкой на ось 25 тонн. Они не одного года выпуска, поэтому и разная цена, которая в совокупности составила 30 млрд руб.

"Сделка очень выгодная, вагоны новые и очень хорошего качества. Парк может быть передан в аренду НХП, причем с гарантией лизинговых платежей по всему сроку договора", – сказал Дмитрий Зотов.

"Возвратный лизинг – это, по сути, продажа и аренда проданного оборудования. В отличие от других сделок в этом случае продавец и лизингополучатель одно и то же лицо. Предмет лизинга не нужно искать, он уже есть на предприятии. Лизинговая компания выкупает имущество и сдает его в аренду одному и тому же клиенту. И оно все время остается в составе основных средств предприятия, а компания получает нужное ей в данный момент финансирование. Поскольку лизинговые платежи в сумме всегда больше, чем выкупная стоимость по договору, получается прибыль. Возвратный лизинг используется для снижения налоговых взносов, сам договор это подразумевает", – прокомментировала "Гудку" заместитель генерального директора Группы компаний "Русмикрофинанс" Анастасия Локтионова.

Крупную сделку провели компания "Газпромбанк Лизинг" и ООО "ТрансЛес" (входит в группу компаний "РусТрансКом"). В апреле они подписали договор на 10 лет о финансировании на сумму более 1 млрд руб. на приобретение порядка 400 платформ для перевозки леса и пиломатериалов, которые выпускает Рославльский вагоноремонтный завод.

По мнению генерального директора АО "Газпромбанк Лизинг" Максима Агаджанова, объемы перевозок леса и пиломатериалов показывают стабильный рост последние годы, что влечет за собой спрос в сегменте железнодорожных перевозок, в частности на специализированный состав. Но в "РусТрансКоме" отказались сообщить, на каких направлениях будут использоваться новые платформы.

"В 2018 году объем лизингового бизнеса продолжит расти на уровне 10–20%, а поддержку рынку будут оказывать госпрограммы по субсидированию лизинга и дальнейшее восстановление экономики. Положительная тенденция в сфере приобретения подвижного состава сохранится как минимум до начала осени 2018 года, однако затем нельзя исключать возможности наступления стагнации. В целом, согласно опросу, который был проведен RAEX ("Эксперт РА"), на рост нового бизнеса своих компаний в текущем году рассчитывает 84% представителей лизингового рынка", – резюмировал Руслан Коршунов, директор по банковским рейтингам рейтингового агентства RAEX ("Эксперт РА").

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок11.04.2018