12-03-18 / 2018
Новости отрасли
Выделять активы "Трансконтейнера" перед его продажей не следует - гендиректор

Выделять какие-либо активы из ПАО "Трансконтейнер" перед продажей его контрольного пакета акций (принадлежит ОАО "Российские железные дороги") не следует, чтобы не нарушать целостность бизнеса, считают в руководстве компании.

"С учетом интегрированной системы управления активами мы строим всю внутреннюю работу: бизнес-планы, бизнес-процессы, регламенты, контроль, KPI и другое. Поэтому что-то выделить тяжело. Если вычленить какие-то объекты, то ухудшится деятельность всего предприятия, так как надо будет заново настраивать работу", - заявил генеральный директор оператора Петр Баскаков в интервью журналу "РЖД-Партнер". "К тому же стоимость целой компании выше, нежели по частям. Да и результат в последнем случае был бы гораздо хуже", - добавил он.

ОТКРЫТЫЕ ТЕРМИНАЛЫ

Комментируя вопрос о доступе к терминалам "Трансконтейнера" после смены основного владельца, топ-менеджер заявил, что, по его мнению, ничего не изменится. "Есть предписание Федеральной антимонопольной службы РФ о том, что наши терминалы являются местами общего пользования и должны предоставлять недискриминационные условия для всех участников отрасли. Эти же решения ведомства могут распространяться на "Трансконтейнер", даже если он будет принадлежать другому собственнику", - отметил П.Баскаков.

"Рисков для клиентов я не вижу. Разве компания поменяет профиль и займется чем-то другим? Нет. Ей все равно будет нужно, чтобы было больше клиентов, чтобы была возможность их обслуживать по единым ценовым условиям и предоставлять одинаково качественные услуги. Тогда компания повысит прибыль, капитализируется и, например, отремонтирует ряд терминалов, купит новые вагоны, а также принесет дополнительные объемы перевозок для РЖД", - добавил он.

При этом, по мнению главы "Трансконтейнера", при оценке доли компании на рынке правильнее брать во внимание не только контейнерных железнодорожных операторов. "Сейчас мы всегда почему-то рассматриваем условно монопольное положение на ж/д рынке. А ведь контейнеропригодные грузы возятся не только в контейнерах, но и в других видах подвижного состава. Более того, автомобильным транспортом на дальние расстояния доставляется примерно такое же количество грузов, как и по железной дороге. А доля морских контейнерных перевозок сегодня несоизмеримо больше", - сказал топ-менеджер.

"Если оценивать весь рынок контейнеропригодных грузов - а "Трансконтейнер" находится именно в этой конкурентной среде, то на долю компании приходится около 8% от всех контейнерных перевозок. Подчеркиваю: важно оценивать не конкуренцию с такими же операторскими компаниями, а положение на глобальном рынке в целом", - отметил он.

Кроме того, в интервью П.Баскаков прокомментировал идею создания РЖД аналога "Трансконтейнера" в случае продажи контрольного пакета акций оператора. "Не сомневаюсь, что этот вопрос будет внимательно и глубоко изучен руководством "Российских железных дорог". При этом наверняка будут взвешиваться все имеющиеся "плюсы" и "минусы". Мы со своей стороны готовы принять непосредственное участие в обсуждении этого вопроса. При этом РЖД в любом случае будет полезно и дальше поддерживать связь как с "Трансконтейнером", так и с другими операторами. Это позволит повысить конкурентную среду всего сегмента и способствовать дальнейшему привлечению контейнерных грузов на железную дорогу", - сказал топ-менеджер.

Правительство РФ планирует выбрать покупателя на контрольный пакет акций "Трансконтенйера" в ходе открытых торгов среди квалифицированных инвесторов (синдикат, консорциум, с возможным миноритарным участием финансового инвестора), обладающего соответствующими компетенциями и заинтересованного в развитии контейнерных, в том числе мультимодальных, перевозок между ЕС и Азией. Ранее планировалось, что продажа контрольного пакета акций "Трансконтейнера" будет завершена в апреле 2018 г., но чиновники сомневаются, что сделка произойдет в эти сроки.

ДРАЙВЕРЫ РОСТА КОМПАНИИ

Говоря о текущей рыночной конъюнктуре в этом сегменте с активным увеличением перевозок, П.Баскаков отметил, что она "стимулирует всех операторов применять новые методы управления производством, предлагать новые услуги, искать новые маршруты и тех клиентов, которых не было раньше на этих направлениях, и тем самым увеличивать уровень контейнеризации". "Крайне важны два драйвера экономики - рост контейнеризации и валового внутреннего продукта. В течение уже нескольких лет ВВП практически стоит на месте, а уровень контейнеризации увеличивается, прежде всего, за счет улучшения конкурентоспособности ж/д системы", - сказал топ-менеджер.

Рост железнодорожного контейнерооборота, по словам генерального директора "Трансконтейнера", в том числе происходит благодаря тому, что предприятия стали наращивать использование этого вида доставки для перевозки грузов. "Сегодня больше производств из сырьевого сегмента переходят в обрабатывающий. Так, если раньше лес-кругляк отправлялся в полувагонах и лесовозах, то сейчас это пиломатериалы, фанера. В этом случае контейнер более выгоден, поэтому производство модернизируется под готовую продукцию, которая перевозится таким способом", - сказал он.

"Контейнер - это мультимодальное средство перевозки, не требующее перегрузки при доставке разными видами транспорта, высокая скорость и выгодная цена услуг. Планомерное увеличение выпуска готовой продукции будет способствовать росту контейнерооборота, однако, скорее, в перспективе. Но все-таки, на мой взгляд, нынешний взлет был однозначно вызван повышением конкурентоспособности железной дороги и перетоком грузов с других видов транспорта", - отметил П.Баскаков.

Также глава "Трансконтейнера" акцентировал внимание на важности развития канала интернет-продаж логистических услуг компании. "Мы начали эту работу в сегменте внутренних перевозок. В 2017 г. объем продаваемых услуг через интернет составил уже 97%. Это 48% от всех видов перевозок. Думаю, что с 1 февраля, когда система начала работать в промышленном режиме, и до конца года этот показатель вырастет до 85%", - сказал он.

Говоря о возможностях роста транзитных контейнерных перевозок, топ-менеджер отметил "нужно задействовать всю сеть железных дорог, которая стыкуется с европейской". "Сейчас грузы в основном проходят через Польшу, а надо использовать все возможные маршруты - как с востока, так и из Европы. Мы активно начали продвигать транспортировку через Монголию, и по итогам 2017 г. на этом направлении произошел трехкратный рост - до 50 тыс. TEU. В этом году удвоим эту цифру. Неплохо развивается Забайкальск", - привел он пример, добавив, что необходимо "стараться равномерно распределять грузы" и проводить "реорганизацию дорожной инфраструктуры", "расшивать "узкие места" на железнодорожной сети.

"Параллельно мы стали разрабатывать новую версию, чтобы продавать наши услуги в экспортно-импортном и транзитном сообщении. Все услуги предоставляются по принципу "от двери до двери", но клиент может выбрать и как пазл собрать, что именно ему нужно. Если это китайский экспедитор, он покупает всю часть "1520" (перевозку на пространстве с "российской" шириной колеи - ИФ) с учетом довоза до склада, если российский - китайскую часть. Все прозрачно, ценовая политика для всех одинакова. Это тоже является большим конкурентным преимуществом и повлияло на рост контейнерных перевозок", - сказал П.Баскаков.

"Трансконтейнер" владеет и управляет почти 71 тыс. контейнеров, более 24 тыс. вагонов-платформ для их перевозки, имеет сеть терминалов в РФ (на 43 станциях) и в Словакии, также ему принадлежит 50% акций АО "Кедентранссервис" (с 19 ж/д терминалами в Казахстане) и доли в "дочках" и совместных предприятиях в различных странах. Контрольный пакет акций принадлежит АО "Объединенная транспортно-логистическая компания" (99,84% - у РЖД), 25,07% - у группы FESCO (головная компания - ПАО "Дальневосточное морское пароходство"), 24,5% - у ООО "Енисей Капитал" Романа Абрамовича и Александра Абрамова.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс12.03.2018