03-09-21 / 2021
Новости отрасли
Выбросам установят планку

В Казахстане планируют провести декарбонизацию железнодорожных перевозок

В конце августа в подмосковной Щербинке состоялся Международный салон железнодорожной техники "PRO//Движение.Экспо". В первый день участники рынка и эксперты обсудили новые тренды развития международных транспортных коридоров – цифровизация и стремление к экологичности перевозок. АО "НК "Казахстан темир жолы" ("Казахстанские железные дороги", КТЖ) представило на форуме три сценария декарбонизации до 2060 года.

В ходе мероприятия главный инженер КТЖ Батыр Котырев сообщил, что сегодня на правительственном уровне разрабатывается концепция низкоуглеродного развития Казахстана до 2050 года. "Мы стремимся внести свой вклад в увеличение экологичности железнодорожных перевозок и приводим три сценария декарбонизации до 2060 года", – отметил Батыр Котырев.

Один из сценариев КТЖ – пессимистический – предусматривает поэтапное снижение доли энергопотребления угля и бензина. При этом соотношение в использовании между базовыми источниками (электрическая энергия и дизельное топливо) остается практически неизменным. Так, в 2060 году доля дизельного топлива составит 67,1% (в 2020 году – 64,6%), а доля электрической энергии снизится до 30% (в 2020 году – 32,9%).

При развитии компании по второму сценарию, который, по словам главного инженера КТЖ, является оптимистическим, доля электрической энергии увеличится до 45%. "Сценарий предполагает переход на использование аккумуляторных локомотивов в маневровой тяге, что также поспособствует снижению расходов дизельного топлива до 47,1% в структуре электрозатрат", – сообщил Батыр Котырев.

План глубокой декарбонизации представлен в третьем сценарии КТЖ и направлен на активное использование альтернативных источников энергии, в частности сжиженного природного газа (СПГ) с последующим переходом на водород. При развитии компании по этому сценарию в 2060 году доля газа составит 30%, а электрической энергии – 45%. Использование дизельного топлива снизится до 25%.

"В сентябре прошлого года мы подписали соглашение с компанией "КазТрансГаз Онимдери" ("дочка" "КазТрансГаза", занимающаяся компримированным и сжиженным природным газом. – Ред.), направленное на применение СПГ на тепловозах отечественного производства с газодизельным двигателем. Переход на новый вид топлива планируется осуществить путем модернизации тяги. Сейчас проводится комплексная оценка данного проекта", – рассказал Батыр Котырев.

Отметим, что разработка сценариев декарбонизации до 2060 года – не единственный шаг КТЖ, направленный на улучшение уровня экологичности железнодорожных перевозок.

В ходе заседания Межправительственного совета Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в середине августа ОАО "РЖД" совместно с железнодорожными администрациями Белоруссии и Казахстана подписали меморандум о содействии устойчивому развитию транзитного потенциала и экологической безопасности железных дорог государств – членов ЕАЭС. Документ направлен на совершенствование экологических параметров перевозок и ускоренную цифровизацию (в частности, железные дороги трех стран будут совместно прорабатывать инструменты для сокращения углеродных выбросов).

Кроме этого 1 июля текущего года вступил в силу Экологический кодекс Казахстана.

"Новый Экологический кодекс предусматривает принцип: загрязнитель платит, – ранее отметил главный менеджер Департамента производственной безопасности и экологии КТЖ Сагат Кабиев. – В связи с этим увеличены административные санкции за сверхнормативные эмиссии в окружающую среду, ужесточены санкции за экологические нарушения. Это огромный стимул для повышения уровня экологической безопасности железнодорожных перевозок и сохранения природных систем".

При этом сегодня железнодорожная администрация уже добилась значительных результатов по снижению выбросов загрязняющих веществ при перевозках. По данным Международного союза железных дорог, доля парниковых выбросов от железнодорожных перевозок в странах Европейского союза составляет 2,9%, в США – 2,4%, а соответствующий показатель Казахстана – 0,6%.

"Углеродный след от прямых выбросов парниковых газов (при эксплуатации тепловозов. – Ред.) по итогам 2020 года снизился до 1,888 млн тонн (в 2013 году – 2,079 млн тонн), – отметил главный инженер КТЖ. – При этом углеродный след от косвенных выбросов (при сжигании топлива для выработки энергии. – Ред.) практически не изменился, хотя эта тенденция наблюдается не только в Казахстане".

В 2013 году КТЖ приняли программу энергосбережения компании до 2020 года, по итогам реализации которой энергоемкость уменьшилась на 16,8% и составила 28,8 кг условного топлива на 10 тыс. ткм брутто. Отметим, что условное топливо (у.т.) – это единица учета, применяемая для сопоставления эффективности различных видов топлива, в качестве единицы у.т. принимается 1 кг топлива с теплотой сгорания 7000 ккал/кг.

"За этот период мы сэкономили более 1,902 млн тонн у.т., а финансовая экономия составила 239,5 млрд тенге (около 480 млн евро. – Ред.), что почти в два раза больше показателя плана", – подытожил Батыр Котырев.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152003.09.2021