18-12-17 / 2017
Новости отрасли
Второе дыхание Кызыл – Курагино

В Туве вновь заговорили о строительстве дороги Кызыл – Курагино. У проекта открылось второе дыхание – государство готово страховать риски бизнес-структур, которые будут строить железную дорогу на условиях концессии. Но насколько проект перспективен? Ветку через Туву пытаются проложить уже 150 лет, но к реализации стройка так и не подошла. О том, насколько сейчас необходима дорога Кызыл – Курагино, размышлял в интервью ИА РЖД-Партнер.ру востоковед, доктор исторических наук, профессор Сибирского федерального университета Владимир Дацышен. – Владимир Григорьевич, все-таки есть ли у проекта Кызыл – Курагино шанс быть реализованным? Разговоры о строительстве дороги через Туву ведутся еще с XIX века, но по факту регион так и остается "не тронутым" железными дорогами.

– На мой взгляд, при нынешней экономической ситуации реализация проекта крайне проблематична – проект очень дорогой, затратный. История говорит, что мы никак не можем потянуть такие дорогостоящие программы.

Судите сами – когда впервые стали подниматься вопросы строительства железной дороги через всю Сибирь, а это 1860-е гг., один из возможных и самых перспективных вариантов строительства железной дороги должен был проходить именно здесь, через верховья Енисея и через Монголию с выходом на Иркутск. Но из-за дороговизны такого проекта его отложили, даже несмотря на то, что он был наиболее перспективным, нежели тот, что мы имеем сейчас, проходящий по Московскому тракту.

Когда Транссибирскую магистраль построили, стал вопрос, чтобы от нее дороги прошли в Саяны. Рассматривали пути в Китай через Туву. Начавшаяся строиться на купеческие деньги дорога из Ачинска в Минусинск в перспективе должна была пойти далее, за Саяны. До 1917 года уже начались изыскания будущей дороги Абакан – Тайшет с продолжением дороги на Туву и Монголию. До Минусинска довели дорогу, но дальше не хватило денег.

Все дело в дороговизне этой программы, сложности строительства железной дороги. Если экономическая ситуация в стране изменится, то проект будет реализован. А в нынешней ситуации еще долго будет тянуться. И будет ли он экономически эффективным?

– Вы считаете, что проект не окупится?

– Окупаемость под большим вопросом. Пассажиропоток через Саяны небольшой, и сегодня везде на юге Сибири даже проезд плацкартным вагоном выходит значительно дороже, чем другими видами транспорта, не говоря о том, что и значительно дольше.

Если существовавший в качестве главного более ста лет вариант дороги через верховья Амыла способствовал освоению новых транспортно почти недоступных районов, то неожиданно выбранное в настоящее время направление вдоль автомагистрали вызывает вопросы не только экономической эффективности, но и сохранения уникальных природных ландшафтов.

Если это делается исключительно ради того, чтобы довести железную дорогу до угля Тувы, – сложно сказать, есть ли шансы окупить затраты. Если китайцы и добывают металлы в Туве, то это ни к какой дороге не привязано. Что касается чугуна и стали, то сейчас большая проблема сбыта и у России, и у Китая, и значительное наращивание объемов производства под вопросом.

Сегодня в связи с инициативой "Один пояс – один путь" складывается новая геополитическая ситуация. Встает проблема, как впишется в новый формат новая дорога, или, возможно, эта дорога сможет скорректировать направление Шелкового пути, поможет минимизировать потери. Но где расчеты...

– А если бы дорогу возвели 150 лет назад, как планировалось, она принесла бы больше пользы?

– Думаю, да. Российская империя могла, возможно, трансформироваться нет так болезненно, с меньшими потерями. И при более грамотной экономической политике в Азии Советский Союз имел шансы избежать катастрофы. В любом случае в истории Саянского региона были времена, когда даже население было более многочисленным, чем в ХХ веке, не говоря уже о роли региона в мировом пространстве.

– Какие варианты развития железной дороги Курагино – Кызыл Вы видите?

– Возможно, что проект доведут до конца как политически необходимый. Возможно, действительно, углем можно окупить расходы, но какое дело до этого тем, кто не связан с угольным бизнесом? Не исключаю, что дорога впишется в проект "Один пояс – один путь". Или все останется как есть – дорогу будут строить, останавливаться, затем вновь возвращаться к ней.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру18.12.2017