09-07-14 / 2014
Новости отрасли
Второе дыхание БАМа

В июле 2014 года БАМ отмечает 40-летний юбилей. Это хороший повод для того, чтобы обсудить наиболее важные вопросы развития магистрали. Международная конференция "Байкало-Амурская магистраль: геоэкономика железнодорожного транспорта и роль в развитии Сибири и Дальнего Востока" стала площадкой для дискуссий, позволяющей поговорить как о славном прошлом, так и о перспективном будущем БАМа.

Как отметил первый вице-президент ОАО "РЖД" Александр Мишарин, сейчас на железные дороги в нашей стране приходится более 85% грузооборота и до 40% пассажирооборота, что подразумевает под собой постоянную необходимость в модернизации. И особенно важно, что такая работа начала осуществляться на востоке, где сегодня наблюдается наиболее активное развитие. Можно сказать, что модернизация БАМа и Транссиба - это новый шаг в развитии всей сети железных дорог. Первый вице-президент напомнил, что когда на БАМе только открылось движение и по новой магистрали пошли первые поезда до Комсомольска-на-Амуре, уже в то время сомнений в важности и необходимости ее строительства практически не было. "Сегодня мы видим правильность этих решений: если в 1970 году грузооборот железнодорожного транспорта на Восточном полигоне страны составлял 288 млрд т-км, то в 1980-м - 336 млрд т-км, а в 2013 году уже 535 млрд т-км", - отметил в своем выступлении А. Мишарин. При этом доля полигона в общем грузообороте всех российских железных дорог за это время выросла более чем в 2 раза: с 11,5% в 1970 году до 24,4% в 2013-м. "Наибольшие темпы роста грузовых перевозок отмечаются в направлении портов Ванино и Советская Гавань, где к 2020 году за счет активного строительства портовых мощностей ожидается дальнейшее увеличение железнодорожных перевозок не менее чем в 1,5 раза, - добавил А. Мишарин. - В результате реализации планов по освоению месторождений полезных ископаемых в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах суммарные грузопотоки на отдельных участках БАМа увеличатся в 2020 году по сравнению с показателями 2013-го в 1,1-2,4 раза".

О грядущем увеличении объемов грузоперевозок говорил и статс-секретарь - заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов. Он отметил, в период до 2020 года предусматривается как наращивание объемов добычи на разрабатываемых месторождениях на полигоне влияния Байкало-Амурской магистрали, так и ввод в эксплуатацию новых. И нужно, чтобы развитие железных дорог осуществлялось в синхронизации с морскими портами Дальнего Востока. "Это особенно важно в связи с прогнозами по росту железнодорожных перевозок в направлении дальневосточных портов к 2020 году на 40-45%, что естественно создаст дополнительную нагрузку для портовой инфраструктуры, - пояснил он. - Сейчас одной из задач является создание одновременно перевозочного, сырьевого и перевалочного блоков".

С этим согласен и помощник президента РФ Игорь Левитин. "Сегодня мы рассматриваем вопросы развития БАМа не просто как модернизацию железных дорог, мы понимаем, что это развитие северной территории РФ. И, конечно, работа должна осуществляться в комплексе, потому что совместное развитие морских портов, БАМа и Транссиба должно полностью обеспечить прогнозируемые объемы перевозок", - пояснил он.

По мнению С. Аристова, потенциал развития грузовой базы железнодорожного транспорта на Восточном полигоне сети ОАО "РЖД" в большей степени связан с перспективами осуществления крупномасштабных инвестиционных проектов в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Он подчеркнул, что с целью освоения указанного объема перевозок разработан комплекс мероприятий, направленных на снятие ограничений в пропускной способности Восточного полигона. В результате реализации первоочередных мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона планируется увеличение скоростей движения на участках общей протяженностью более 900 км для пассажирских и более 600 км для грузовых поездов.

Заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Шатиров считает, что, реализовывая столь крупные проекты, как БАМ и Транссиб, необходимо синхронизировать работу всех компаний и предприятий. "Развитие Восточного полигона должно восприниматься как комплексный проект, в рамках которого будет создаваться инфраструктура не только для РЖД, но и для развития промышленности и экономики прилегающих территорий. Уверен, что мы сможем придать новый импульс развитию сырьевой базы, промышленного производства и привлечения трудовых ресурсов на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока", - подчеркнул С. Шатиров.

Заметим, что магистраль важна не только с точки зрения грузов, она также даст толчок развитию пассажирских перевозок. По словам А. Мишарина, в связи с формированием новых промышленных кластеров, требующих привлечения трудовых ресурсов, видится возможность роста и пассажирских перевозок в регионе. "Несмотря на определенное снижение пассажиропотока в последние годы в ближайшей перспективе мы видим, что будет возврат пассажиров, и сегодня именно железная дорога обеспечивает транспортную доступность для многих районов, городов и населенных пунктов Сибири и Дальнего Востока", - пояснил он. И также заострил внимание на том, что решение этой задачи невозможно без активной поддержки государства.

Разумеется, государственные органы не остаются в стороне и принимают активное участие в этом вопросе. По словам С. Шатирова, только для осуществления первого этапа реконструкции Транссиба и БАМа предполагается привлечь более 580 млрд руб. Из них 260,2 млрд - средства федерального бюджета, остальное - инвестиции ОАО "РЖД". А до 2020 года стоимость работ оценивается в 1,6 трлн руб. "Совет Федерации на всех этапах принимает самое активное участие в рассмотрении этих исторических инфраструктурных проектов. На парламентских слушаниях в мае в палате регионов мы договорились, что дополнительные провозные возможности БАМа и Транссиба должны обеспечивать прежде всего развитие предприятий со сложившимися трудовыми коллективами, в большинстве случаев градообразующих экономических формирований. И прежде всего это вывоз угля из Кузбасса", - заметил С. Шатиров.

Следует отметить, что на текущий год фронт работ по развитию магистрали обозначен и выполняется. А. Мишарин пояснил, что в соответствии с утвержденным в ОАО "РЖД" сводным перечнем первоочередных мероприятий только в 2014 году на выполнение работ по развитию железных дорог Восточного полигона предполагается направить более 60 млрд руб. Сегодня активно развернуты работы на 564 объектах инфраструктуры Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железных дорог. "В текущем году планируется обеспечить ввод в эксплуатацию двух перегонов на участке Лена - Хани и двух разъездов на участках Тында - Улак и Улак - Новый Ургал", - добавил А. Мишарин.

Интересно, что вопрос реализации второго этапа БАМа также прорабатывается государственными властями. Министр по делам Открытого правительства РФ Михаил Абызов сообщил, что правительство РФ приняло план строительства второго этапа БАМа, в рамках которого государство намерено инвестировать более 560 млрд руб. И также обратил внимание на важность магистрали не только с точки зрения транспортного сообщения. "Решение, которое принимается на уровне правительства о реализации нового этапа расширения БАМа и Транссиба, позволит решить не только транспортные, но и социальные вопросы: переселение людей, создание нормальных условий для жизни, нового производства на территориях, тяготеющих к магистралям", - сообщил он.

С реализацией проекта развития железных дорог Восточного полигона связываются большие перспективы. По словам А. Мишарина, это обеспечит заказ для отечественной промышленности в объеме 200 млрд руб. Работа над проектом строится на базе перспективных технических средств и технологий, обеспечивающих максимальное использование пропускной способности, энергоэффективность и безопасность. Помимо заказа для промышленности, проект позволит создать более 40 тыс. рабочих мест уже на стадии строительства и даст возможность освоения дополнительного грузопотока в объеме 79 млрд т в год.

М. Абызов высказывается не менее оптимистично: "Мы рассчитываем, что за счет расширения магистралей будут получены новые доходы в бюджетную систему в размере более 30 млрд руб. в год, что означает новые возможности по финансированию социальных проектов в Дальневосточном регионе, специально для реализации этого правительство рассматривает закон о развитии дальневосточных территорий и территорий опережающего развития. В его рамках будут предложены меры по стимулированию инвестиций, которые будут вкладываться в регионы, тяготеющие к БАМу и Транссибу".

Председатель правления ОАО "ФСК ЕЭС" Андрей Муров также рассказал о планах по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока. По его словам, в рамках Восточного полигона по объектам РЖД и потребителям ожидается суммарный прирост нагрузки к 2020 году более чем на 2,6 тыс. МВт. Основной прирост грузопотока и нагрузки на электрические сети даст освоение крупнейших горнорудных месторождений, таких как Удоканский ГОК, золоторудные месторождения Сухой Лог и Чертово Корыто, а также Элегестское и Эльгинское угольные месторождения. Ускоренное развитие станет возможным благодаря совместному участию государства и частных потребителей, в том числе в рамках механизмов специальных проектных компаний.

Особое внимание уделяется нормотворческим вопросам. Как пояснил С. Шатиров, Совет Федерации в работе по законодательному сопровождению этих проектов особое внимание уделяет законодательным правилам, которые позволят получить широкие инвестиции в новое и реконструируемое производство и привлечь квалифицированные трудовые ресурсы, а также вопросам стимулирования переработки минерального сырья и создания продукции с высокой добавленной стоимостью. "Такие механизмы помогут добиться экономического роста, дать необходимые преференции бизнесу и нацелить на быстрое развитие реального сектора, в том числе в зоне действия Восточного железнодорожного полигона", - отметил законодатель.

Не стоит забывать и о дальнейшей модернизации, которая затронет и другие регионы. И. Левитин подчеркнул важность этой работы. "Сегодня мы понимаем, что нам нужно продолжение БАМа, так называемый Северный широтный ход, для того чтобы выйти к северному району, где в дальнейшем будут размещаться производительные силы и где мы выходим на крупнейшие месторождения. Особенно важно, чтобы такие проекты, как порт Сабетта и СШХ, были сделаны именно нашим поколением", - заключил он.

В свое время о БАМе не иначе как о мертвой дороге не говорилось. Теперь же мы видим, что магистраль играет весьма заметную роль для Дальневосточного региона. Самое интересное, что эта роль не ограничивается лишь обеспечением транспортной доступности, сейчас на БАМ смотрят как на социальный проект, который в будущем не только обеспечит увеличение грузопотока, но и остановит отток населения, наблюдающийся в последние годы, и сделает сам регион привлекательным для жизни.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру09.07.2014