"Первая грузовая компания" (ПГК) не является стратегическим активом для ВТБ (MOEX: VTBR), в течение нескольких кварталов этот актив выйдет из периметра группы, сообщил журналистам первый зампред правления ВТБ Дмитрий Пьянов.
"Это для нас не стратегический актив для продолжительного владения, соответственно, это иная ситуация, чем с ОСК ("Объединенной судостроительной корпорацией" - ИФ). Мы не взяли этот актив в стратегическое управление, этот актив в сентябре будет учитываться как актив, предназначенный для продажи, по стандарту МСФО 5 и, соответственно, в течение нескольких кварталов произойдет выбытие этого актива за пределы группы", - сказал Пьянов.
ВТБ не ждет материального влияния на капитал и прибыль от владения ПГК.
"Я, к сожалению, буду ограничен в коммуникации - за сколько купили, у кого купили, кому продадим, за сколько продадим. Но сигнал, что этот актив, по сути, на очень ограниченном по времени удержании на балансе группы, я должен был сделать, потому что у многих возникает неверное понимание", - пояснил первый зампред ВТБ.
Он добавил, что банк приобрел ПГК, "это не было обращением взыскания по кредиту".
В начале сентября глава ВТБ Андрей Костин сообщил о покупке банком ПГК. "Мы купили уже (ПГК - ИФ). У нас есть вообще принцип, мы долго в непрофильных (активах) стараемся не держаться, поэтому сейчас будем смотреть, пока она наша, управление там тоже наше. Там был кредит большой", - сказал он.
Глава ВТБ отметил, что сделка была денежная. На вопрос, что ВТБ планирует делать с этим активом, глава банка сказал, что "дальше будем смотреть, будем искать наиболее эффективные формы".
В ноябре 2023 года ПГК у структур владельца НЛМК (MOEX: NLMK) Владимира Лисина выкупило АО "Аврора Инвест". Собственники последнего не раскрываются. Источники "Коммерсанта" говорили, что речь идет о группе инвесторов, среди которых совладельцы АО "Вектор Рейл", владеющего оператором перевозок сжиженных углеводородных газов "СГ-Транс", - Тимур и Руслан Бабаевы. Бабаевы - сыновья бывшего вице-президента ОАО "РЖД" Салмана Бабаева, возглавляющего совет директоров ПГК. Руслан Бабаев занимал тогда пост гендиректора ПГК. Сейчас компанией руководит выходец из РЖД Олег Романов.
Источники "Коммерсанта" оценивали сумму сделки примерно в 220 млрд руб., некоторые оценки были выше. Согласно бухгалтерской отчетности "Аврора Инвест", в 2023 году компания потратила на покупку акций или долей 243 млрд рублей и получила сопоставимую сумму в виде кредитов и займов.
ПГК была создана в 2007 году, затем выделена из состава РЖД в рамках реформы. В 2011 году 75% минус две акции приобрела структура Владимира Лисина за 125,5 млрд рублей. В 2012 году, выкупив у РЖД оставшийся пакет за 50 млрд рублей, холдинг Лисина консолидировал 100% оператора. Сейчас в парке компании около 90 тыс. единиц подвижного состава, в основном полувагонов и крытых вагонов, а также фитинговых платформ. В рейтинге железнодорожных операторов INFOLine Rail Russia Top по итогам I квартала 2024 года ПГК занимала первое место по объему грузовых перевозок и по величине грузооборота - 60 млрд т-км и 29,8 млн тонн за первые три месяца года соответственно. В количестве вагонов в собственности и управлении компания уступает только подконтрольной РЖД "Федеральной грузовой компании" (ФГК) и "Деметра-Холдингу".
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Интерфакс | 27.09.2024 |