25-02-19 / 2019
Новости отрасли
ВТБ Лизинг: Мы хотим делать здоровый бизнес с приемлемым уровнем риска

Аналитики "Эксперт РА" прогнозируют рост рынка лизинга в 2019 году на 10-20%, а лидирующую роль по-прежнему отводят транспортной отрасли. Какие новые продукты и крупные сделки могут появиться в лизинге транспорта, у каких сегментов есть потенциал для роста и как инновации влияют на этот рынок, рассказал в интервью РИА Новости генеральный директор компании "ВТБ Лизинг" (входит в группу ВТБ) Дмитрий Ивантер.

Беспрецедентный контракт

Собеседник РИА Новости считает, что крупнейшее событие на транспортном рынке страны ожидается в авиасегменте, который в портфелях лизинговых компаний является наиболее капиталоемким. Ивантер прогнозирует, что концу 2019 года может появиться определенность по условиям лизинга ста судов SSJ-100 "Аэрофлоту" стоимостью более 4 миллиардов долларов. "Это беспрецедентно крупная сделка, а для воздушного судна, которое производится в России, - и вовсе уникальная. Сейчас производитель, "Аэрофлот" и крупнейшие лизинговые компании обсуждают ее условия и структуру, которая достаточно сложная в авиационных проектах. Определенность по нему появится, пожалуй, только ближе к концу 2019 года. Это долгосрочный проект, и по мере реализации он будет несколько лет определять положительную динамику рынка авиализинга", - говорит Дмитрий Ивантер.Глава "ВТБ Лизинга" считает рынок авиации зрелым и не прогнозирует в ближайшем времени других крупных проектов в этом сегменте. Парки воздушных судов лидеров авиаотрасли РФ, которые занимают более 80% рынка, в основном укомплектованы, и заказы размещены производителям, а рынок авиаперевозок РФ уже характеризуется избытком провозных мощностей. "Так называемый load factor, экономический показатель, характеризующий загрузку кресел, говорит о том, что количество пассажиров сейчас примерно на 20% меньше числа мест в самолетах. Перспектива роста есть в сегменте региональной авиации, но здесь особенно остро стоит вопрос окупаемости инвестиций в приобретение и содержание новых бортов", - добавил глава компании.

Российская специфика

Аналогичным драйвером роста, но в сегменте лизинга морских судов, может стать заказ "Новатэка" по производству 15 газовозов на новой судоверфи "Звезда" для проекта "Арктик СПГ 2". В то время как в мире не наблюдается недостатка водного транспорта, в России сложилась уникальная ситуация: на строящейся на Дальнем Востоке судоверфи уже заложены первые суда, на которые существует спрос со стороны нефтегазовых компаний."Строительство современной судоверфи, которая будет производить газовозы для новых перспективных проектов по добыче нефти и газа, – это знаковый проект на рынке морских судов, по масштабам сопоставимый с контрактом "Аэрофлота" в воздушном транспорте", - считает Ивантер."ВТБ Лизинг" имеет в портфеле ряд сделок в сегменте морских судов. "Мы намерены мониторить этот сегмент и, уверен, найдем там для себя новые интересные возможности", - отметил глава компании.

Риски каршеринга

Самый массовый сегмент лизинга транспорта – автолизинг – в 2019 году ждет рост на 20%, аналогичными темпами вырастет и портфель "ВТБ Лизинга" в этой сфере, говорит Ивантер. Спрос поддержит необходимость обновления парка автомобилей и спецтехники в различных сферах: пассажирских перевозках, ЖКХ, нефтесервисе и инфраструктурном строительстве. Повышение стандартов качества и безопасности услуг стимулирует процесс обновления автопарка. Важным аспектом развития автолизинга являются программы поддержки Минпромторга.Отдельную роль на этом рынке сейчас играют компании проката автомобилей. "Каршеринг – это, по сути, венчурный бизнес, где игроки стремятся занять как можно большую долю рынка. При этом предсказать прибыльность таких компаний сложно, и я бы даже сказал, невозможно. Нет никаких мировых ориентиров развития отрасли: Москва, например, движется не в фарватере глобального рынка каршеринга – она находится в авангарде, создавая индустрию буквально на наших глазах", - рассказывает Ивантер.Особенность этого рынка для лизинговых компаний заключается в интенсивном использовании автомобилей: "У них гораздо больше пробег, износ и аварийность – все эти показатели складываются в значительно больший риск, чем у автопарка любых других корпоративных клиентов. Это, кстати, характерно и для рынка такси, но в меньшей степени", - говорит Ивантер. Рынок каршеринга характеризуется взрывным ростом - два года назад его еще, по сути, не существовало. В портфеле "ВТБ Лизинга" есть подобные сделки как в Москве, так и в регионах, но компания не стремится занять лидирующие позиции в этом сегменте любой ценой, заявил Ивантер. "Мы хотим делать только хороший здоровый бизнес с приемлемым для нас уровнем риска", - пояснил он свою позицию.Транспорт будущегоИвантер прогнозирует, с учетом быстрого развития и изменения транспорта, широкое распространение в будущем инновационных разработок в сфере авто, одной из которых станут электромобили. "На сегодняшний день лизинга электромобилей в России практически нет, но в крупных городах такой вид транспорта, безусловно, будет востребован, что повлечет за собой и формирование рынка лизинга в этом сегменте", - считает он.Территориальные особенности нашей страны могут сыграть основополагающую роль в развитии сегмента корпоративного авиатакси. "Существуют корпорации, у которых крупные производственные площадки расположены в отдаленных уголках страны, и сейчас сотрудники туда добираются на рейсовых самолетах. Некоторые клиенты осознали, что корпоративное авиатакси создает гораздо более качественный потребительский опыт, и мы уже обсуждаем с клиентами возможность финансирования таких проектов", - рассказывает Ивантер. Речь идет о лизинге как самолетов, так и вертолетов – в зависимости от условий местности.

Инновационный ритейл

По мнению Дмитрия Ивантера, инновационные лизинговые продукты развиваются не только в транспортной отрасли, но и в сегменте лизинга оборудования. В 2018 году ВТБ Лизинг реализовал первый в стране проект по поставке торговых полок, в которые вмонтировано специальное оборудование и электронные ценники. Их можно менять удаленно из коммерческого центра торговой сети. "В этом оборудовании используются ценники с так называемым динамическим прайсингом: например, можно заложить зависимость цены от срока годности продукта – ближе к окончанию она может снижаться, - пояснил Ивантер. - И это очень актуальная инновация в торговой сфере: проект по установке таких полок сегодня рассматривает каждая крупная продуктовая сеть, несмотря на высокую стоимость и длительный срок окупаемости. Это оборудование полностью меняет экономику магазина и при правильном подходе позволяет увеличить выручку".Глава ВТБ Лизинг подчеркнул, что на данный момент это единственный в своем роде проект в России, причем используется оборудование отечественного производства.

Сегменты с потенциалом

"Хорошие перспективы мы видим в сегменте нефтегазового оборудования - буровые установки и флот спецтехники для их обслуживания. Объемы бурения в России растут несколько лет подряд на 10%, бурение становится сложнее, что требует более современных и высокотехнологичных машин. С учетом того, что в период с начала 90-х и по 2005 год парк буровых в России практически не обновлялся, в ближайшие годы нефтесервисным подразделениям нефтяных компаний и независимым компаниям, по нашей оценке, потребуется приобрести более 700 установок, что создаст спрос на лизинг в этом секторе. По итогам прошлого года мы заняли лидирующие позиции по объемам нового бизнеса в этом сегменте", - отметил Ивантер.Глава "ВТБ Лизинга" считает, что потенциал одного из "локомотивов" лизинга транспорта – сегмента подвижного состава – еще не исчерпан, и прогнозирует рост лизинга ж/д вагонов в 2019 году на уровне 10-15%. "Этот сегмент ожидает достаточно предсказуемый рост, поскольку на 2019 год законтрактована большая часть производителей вагонов", - говорит собеседник.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РИА Новости25.02.2019