29-08-12 / 2012
Новости отрасли
Вступление России в ВТО простимулирует транспортную отрасль страны

Впервые с начала 2012 года российский рынок морских грузоперевозок стал притормаживать, сбавляя обороты. По итогам июля морскими торговыми портами России было обработано 47,6 млн тонн грузов. Данный результат на 0,4% хуже сопоставимого показателя 2011 года. Такой расклад говорит о том, что восходящая динамика рынка сошла на нет в отчетном месяце.

Почему это происходит? Во-первых, это является следствием реструктуризации рынка, а вернее, смены приоритетов крупнейших игроков. Перемены ключевых направлений и предпочтений по сегментам ведут к системным изменениям. Во-вторых, сейчас российская транспортная отрасль находится под пристальным вниманием государства, которое стремится оптимизировать механизм работы регуляторов и надзорных органов, дабы создать более открытый и прозрачный рынок. В такой ситуации игроки действуют более осторожно и предпочитают отказываться от авантюр, что отчасти ведет к снижению активности бизнеса.

Впрочем, если смотреть на рынок по итогам работы в январе-июле, то результаты выглядят вполне сносно. На 12,1% год к году выросла перевалка сухогрузов, до 143,4 млн тонн, из них 49,8 млн тонн угля — прирост 9,2% год к году; 24,7 млн тонн грузов в контейнерах — плюс 8,6% к аналогичному периоду прошлого года. Незначительно снизился объем перевалки наливных грузов, до 175,5 млн тонн в текущем году против 176,8 млн тонн в 2011-м.

Из общего объема обработанных морскими торговыми портами России грузов 252,1 млн тонн пришлось на операции с экспортом. Прирост показателя за обозначенный период составил 9% к январю-июлю 2011 года. В то же время снизилась перевалка импортных грузов с 27,2 млн тонн в 2011 году до 25,4 млн тонн в отчетном.

Однако в ближайшее время стоит ожидать существенных перемен в данном сегменте рынка. Россия, наконец, вступила во Всемирную торговую организацию, а это, путь и не моментально, приведет к росту товарооборота с другими участниками интеграционного объединения. Транспортная система является основной движущей силой экономического прогресса, т.к. именно ей предстоит донести «блага цивилизации» до конечного потребителя. Поэтому участники отрасли одними из первых прочувствуют на себе все прелести ослабления национальных заградительных мер. Одним из ключевых узлов транспортной системы непременно станет порт Новороссийска, являющийся связующим звеном России и Европы.

Открытые экономические границы простимулируют транспортную отрасль в целом, а это значит, что и железнодорожные операторы получат шанс улучшить свои операционные показатели и выйти на более высокие уровни рентабельности.

Естественно, тут есть ряд подводных камней, связанных с озвученными выше факторами, а именно: желанием пустить отрасль в «свободное рыночное плавание», сведя работу регуляторов к мониторингу и превентивным мерам.

В период становления новой системы будут неизбежны структурные потрясения и жесткие решения. Правда, в любом случае можно уверенно говорить о сохранении лидирующих позиций в транспортной отрасли компаниями НМТП, Трансконтейнер и ДВМП (FESCO). Им благоволит конъюнктура рынка, мощные структуры, стоящие за ними, а, соответственно, и ресурсы, которыми они обладают.

Ценные бумаги, указанных игроков обладают достижимым потенциалом роста, а также открывают неплохие возможности для спекулянтов, поскольку данные компании достаточно часто оказываются в фокусе СМИ.

Согласно расчетам, справедливая стоимость одной акции ДВМП (FESCO) равна 13,12 руб.; таргет по обыкновенным акциям Трансконтейнера — 4595,02 руб., целевая цена по GDR — $14,20 за расписку. Ценные бумаги группы НМТП недооценены рынком по мультипликаторам EV/EBITDA и EV/S в сравнении с аналогами в отрасли. Целевая цена по обыкновенным акциям порта находится на уровне в 4,92 руб., таргет по GDR — $11,9.

 

ИсточникДатаНаименование материала
ИнвестКафе28.08.2012ВТО поможет российской транспортной отрасли