18-09-06 / 2006
Новости отрасли
Вступление России в ВТО подразумевает модернизацию внутренних водных путей

Вступление России в ВТО подразумевает модернизацию внутренних водных путей. В этой сфере у России еще много нерешенных вопросов.

Федеральный закон «Кодекс внутреннего водного транспорта» запрещает заход на внутренние водные пути Российской Федерации судам под иностранным флагом. По вопросу открытия водных путей для захода судов зарубежных конкурентов единой точки зрения нет. Практически все руководители речных портов придерживаются того мнения, что иностранные суда будут способствовать загрузке портов путем переключения грузопотоков с других видов транспорта на водный по инициативе зарубежных грузополучателей, имеющих долгосрочные контракты со своими перевозчиками. Другой точки зрения придерживаются российские судоходные компании, которые считают, что более выгодные грузы будут перевозиться иностранными перевозчиками. Для такой точки зрения имеются все основания. Из морских портов России только около 6% российских грузов отправляется на судах под российским флагом, остальные перевозятся иностранными судами. К примеру, на автомобильном транспорте только благодаря огромным усилиям и скоординированным действиям властей и различных бизнес-структур удалось переключить на автомобили российских компаний 37% грузов российского производства.

В ноябре должен начаться очередной раунд переговоров в формате Россия – ЕС по выработке нового Соглашения о взаимном доступе на внутренние водные пути взамен Соглашения от 1996 года. Нужно четко прописать равноправные условия доступа иностранных судов на российские водные пути, аналогично и доступа российских судов на водные пути стран ЕС. Необходимо интенсивно обновлять флот «река-море», строить суда с экономичными двигателями, с сокращенным штатом экипажа. Принять закон «О судостроении», предусмотрев ряд преференций для судостроителей.

В качестве первого шага по выходу из кризиса необходимо принять решение об удвоении средств из федерального бюджета на текущее содержание внутренних водных путей.

Речной транспорт относится к сезонным отраслям, и, естественно, весь объем работ выполняется в навигационный период. Часть грузопотоков переключается с железнодорожного на речной транспорт. Используя свое монопольное положение, ОАО «Российские железные дороги» настойчиво просило Федеральную службу по тарифам и Минтранс России о снижении тарифов в летний период на перевозки нефтегрузов в направлении станции Кавказ из центральных районов Поволжья. Эта акция была затеяна с целью забрать этот грузопоток у пароходства «Волготанкер». Минтранс и ФСТ устояли, но так бывает не всегда. Федеральные законы по железнодорожному транспорту принимались с оглядкой на централизованную систему управления и поставили в неравные условия не только грузовладельцев, но и другие виды транспорта. В настоящее время создана рабочая группа в министерстве транспорта по подготовке поправок в законодательство.

Наиболее конкурентоспособными являются перевозки нефтегрузов. Грузовой базой по этим перевозкам владеют крупные нефтяные компании: «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», ТНК-ВР и другие. В навигационный период более конкурентны судоходные компании, их тарифы несколько ниже железнодорожных. Однако речь идет о перевозке 10 –12 млн тонн, которые не делают погоды железнодорожникам.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок18.09.2006Прогноз на навигацию