18-03-24 / 2024
Новости отрасли
Встретим юбилей рекордами

В октябре 2024 года Куйбышевской железной дороге исполнится 150 лет. С какими результатами магистраль готовится встретить полуторавековой юбилей, как будет формироваться грузовой каркас Поволжья и о многом другом "Гудку" рассказал начальник КбшЖД Вячеслав Дмитриев.

– Вячеслав Витальевич, с какими показателями и планами магистраль вступила в год своего юбилея?

– Куйбышевская дорога исторически является грузовой и имеет большой транзитный потенциал, поэтому самое пристальное внимание уделяется развитию именно этого направления. Ежегодно со всех станций КбшЖД грузим и перевозим порядка 65 млн тонн грузов.

В 2024 году предстоит увеличить объемы погрузки. Строить оптимистичные прогнозы позволяют поставленные рекорды минувшего года. К примеру, в Ульяновской области со станции Красный Гуляй отправили 280 грузовых поездов по твердым ниткам графика, это максимум за весь период оказания этой услуги. Самарский регион погрузил рекордное количество химических и минеральных удобрений – 3 млн тонн, а на грузовом терминале "Стерлитамак" поставлен рекорд по отправлению контейнерных поездов и терминальной переработке грузов – 465 тыс. тонн. Рекордный, с ростом в два раза, показатель достигнут в перевозке зерна в целом по дороге – 3,3 млн тонн.

На Куйбышевской активно развивается перевозка грузов в контейнерах. В прошлом году отправлено 546 контейнерных поездов, что на 10,3% больше, чем в 2022-м.

– Готовы ли к растущему объему контейнерных перевозок терминальные комплексы и инфраструктура магистрали?

– Процесс их глобального обновления начался сравнительно недавно – чуть больше трех лет назад. В 2022-м был модернизирован и дооснащен терминал станции Стерлитамак, в 2023 году после обновления начала работать в качестве универсального городского грузового терминала площадка на станции Саранск.

Следующий шаг – реконструкция грузового терминала станции Безымянка, где в течение ближайших двух лет должен появиться современный терминально-логистический центр.

Мы начинаем готовиться к выполнению одной из самых амбициозных задач, которую поставил перед ОАО "РЖД" президент России Владимир Путин: к 2030 году провозить к портам Азово-Черноморского бассейна не менее 152 млн тонн грузов. Для этого на полигоне дороги реализуем масштабный проект по строительству сплошных вторых путей Южного обхода Самары. Проектирование начнется в этом году. В итоге пропускная способность участка Кинель – Безенчук вырастет в разы, что позволит перенести грузовое движение поездов из Самары, а вторые пути на участке Царевщина – Козелковская дадут возможность нарастить движение "Ласточек" в Самарско-Тольяттинской агломерации – крупнейшей нестоличной агломерации в стране.

– Как меняются подходы Куйбышевской дороги к работе с грузоотправителями с учетом цифровизации сервисов?

– Если несколько лет назад приходилось разъяснять преимущество онлайн-услуг и сервисов, то сейчас наши клиенты сами охотно пользуются цифровыми новшествами. Среди самых популярных сервисов – "Личный кабинет клиента ОАО "РЖД" в сфере грузовых перевозок", электронная торговая площадка "Грузовые перевозки" и маркетплейс "РЖД Маркет".

Дорога не только выступает в качестве площадки для испытания разработок в сфере логистики – она является их инициатором. Среди наших флагманских проектов – технология коммерческого осмотра вагонов в дистанционном формате "Цифровой приемосдатчик" (ЦПС). С "Цифровым приемосдатчиком" работает 281 клиент дороги, полигон применения технологии охватывает 82 станции. С момента запуска ЦПС осмотрено более 36 тыс. вагонов, из них свыше 21 тыс. – в 2023-м.

– Как развивается пассажирский комплекс дороги?

– Пассажирооборот по итогам 2023 года составил 5 млрд 804 млн пасс.-км, что на 7,8% выше планового показателя. Со станции дороги были отправлены более 19,2 млн пассажиров – 106,8% к плану.

Показатели пригородных пассажирских перевозок стабильно превышают уровень допандемийного 2019 года (в 2023-м – на 21,2% по пассажирообороту и на 3% по отправлению пассажиров). Это следствие развития маршрутной сети и запуска инновационных поездов "Орлан" и "Ласточка" в Самарско-Тольяттинской и Уфимской агломерациях. Развивались пригородные перевозки и между соседними регионами. Так, запущен новый прямой маршрут между Ульяновском и Казанью, а электропоезд "Сурская стрела", у которого в декабре 2023 года появилась зеркальная пара, впервые соединил крупные города Пензенской области и Мордовии.

В дальнем следовании скорый поезд Самара – Санкт-Петербург теперь ходит не через день, а ежедневно. Из Самары запущен международный прямой поезд в Минск. В направлении Черноморского побережья начали курсировать двухэтажные поезда, в частности впервые двухэтажный поезд соединил Уфу, Самару и Имеретинский Курорт.

– Что делается для повышения туристической активности?

– Разрабатывая и внедряя туристические продукты, мы решаем сразу две задачи: увеличиваем приток пассажиров в поезда и повышаем туристическую привлекательность регионов. Мощный импульс этой работе в 2023 году дали наши флагманские проекты "Яркие выходные в Приволжье" и "Вагон знаний", охватывающие 18 регионов РФ. С полигона дороги были отправлены 17 тематических поездов, 11 из которых сформированы из двухэтажных вагонов, перевезены 16 тыс. пассажиров.

В календаре железнодорожных туров на первую половину 2024 года есть и уже полюбившиеся направления – Йошкар-Ола, Чебоксары и Саранск, – и новинки, например тематический поезд из Самары в Тулу, пассажирами которого в продолжительные февральские выходные стали 200 туристов.

Масштабные туры готовятся и для юных путешественников в рамках проекта "Вагон знаний". В прошлом году в честь 80-летия победы в Сталинградской битве проект вышел за рамки "вагона", и из Самары и Ульяновска в Волгоград отправился двухэтажный тематический поезд. К апрелю готовим для школьников прямой поезд из Тольятти в Волгоград с программой "Главный урок истории". Отмечу, что проект Куйбышевского филиала АО "ФПК" "Вагон знаний" в феврале был отмечен как лучший в сфере железнодорожного туризма в специальной номинации попечительского совета на Всероссийской туристической премии Russian Travel Awards 2023 в Санкт-Петербурге.

Минувшим летом мы впервые за 10 лет открыли новый остановочный пункт Волжская Жемчужина с видовой площадкой.

Своим видением и опытом развития внутреннего железнодорожного туризма мы поделимся на железнодорожной конференции "PRO//Движение.Туризм", которая состоится 18 апреля в Тольятти. Также подготовили для участников конференции и жителей города расширенную программу с презентацией ретро- и современного подвижного состава, выставку ретроавтомобилей Волжского автозавода, туристическую поездку "Волжская кругосветка" и многое другое.

– Как дорога готовится встретить свой юбилей?

– И железнодорожников, и жителей регионов присутствия магистрали ждет большая программа. К примеру, мы расширили географию проекта "Паровоз Победы", и в этом году поезд во главе с легендарной "лебедянкой" побывает на 11 станциях, где посетители смогут увидеть платформы с ретротехникой, в том числе с танками Т-34.

Символичным и экологичным напоминанием о 150-летии магистрали станут скверы и аллеи, которые благоустроят куйбышевцы, – в Самаре, Абдулино, Кинеле и на других станциях.

Юбилею будут посвящены молодежные флешмобы, конкурс граффити, выступления участников лиги КВН "Жигули", а всех поклонников здорового образа жизни ждем на многочисленных спартакиадах и первом Кубке начальника Куйбышевской дороги по пляжным видам спорта. Самым ярким мероприятием станет, конечно же, торжественная церемония и праздничная программа в Самарском академическом театре оперы и балета 25 октября 2024 года – в дату, которая считается днем рождения нашей магистрали (в этот день в 1874 году была сдана в эксплуатацию Моршанско-Сызранская железная дорога, один из первых участков будущей КбшЖД. – Ред.).

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок18.03.2024