21-04-17 / 2017
Новости отрасли
Встречное движение

Со своей колеей к соседям.

ПАО "Укрзализныця" (УЗ) создаст Центр диагностики железнодорожной инфраструктуры, чтобы повысить операционную эффективность структурных подразделений, которые ее обслуживают

По решению правления компании новая структура станет филиалом УЗ, который будет расположен в Киеве. Основными функциями центра являются централизованное управление средствами диагностики инфраструктуры, в частности путевого хозяйства, комплексная диагностика технического состояния железнодорожных путей, мостов, тоннелей, земляного полотна, в том числе за счет проведения удаленного мониторинга, официально сообщили в УЗ.

Провести разделение функциональной вертикали по основным направлениям деятельности УЗ поручило Министерство инфраструктуры Украины. И в феврале 2017 года компания создала филиал, отвечающий за пассажирские перевозки, а в марте – "Энергоремтранс", который займется капитальным ремонтом, модернизацией и строительством устройств тягового электроснабжения и локальных электросетей.

Хотя эксперты уверены, что создание специализированного подразделения для инфраструктурного комплекса скорее связано с его значительным износом, который на протяжении последних лет сохраняется на уровне 85–100%.

"Когда в ноябре прошлого года к перевозке ежедневно не принимались до 200 тыс. тонн грузов, или около 60% заявок, грузоотправители говорили о дефиците парка или тяги. Но на самом деле проблема возникла не только по этой причине, но также из-за низкой пропускной способности магистрали, особенно припортовых железнодорожных участков. А они крайне необходимы, так как грузопоток изменился в сторону увеличения импортных перевозок угля. Поэтому центр, который создает УЗ, должен такие процессы отслеживать и ими управлять", – говорит директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк.

Впрочем, руководство УЗ явно знает слабые места магистрали и строит планы по их ликвидации. Как сообщил председатель правления Войцех Балчун, в 2017 году компания намерена направить 3,5 млрд грн ($130 млн) на ремонт основных средств (путей, подвижного состава) и 7,5 млрд грн ($279,5 млн) на обновление основных средств по плану капитальных вложений, из которых 0,9 млрд грн ($33,5 млн) на обновление объектов инфраструктуры (контактные сети и комплексы, повышающие пропускную способность железных дорог, СЦБ).

Однако планы могут быть реализованы только при увеличении грузовых тарифов на 25%, а этот вопрос пока не решен, отметил руководитель аналитического отдела инвестиционной компании Concorde Capital Александр Паращий. "При острой нехватке средств на ремонт инфраструктуры, которую испытывает УЗ, их нужно расходовать максимально эффективно. И если создаваемый центр будет правильно работать, он поможет определить проблемные участки и объекты инфраструктуры, которые требуют незамедлительной модернизации или даже нового строительства", – считает эксперт.

По его мнению, создание нового подразделения УЗ действительно отчасти связано с разделением функциональной вертикали. Сегодня в структуре компании есть много организаций, которые никак напрямую не связаны с перевозочной деятельностью. К примеру, хлебозаводы, охранные предприятия, медицинские учреждения, службы по передаче электроэнергии, связи. "Нужно так сформировать структуру, чтобы одни виды деятельности не субсидировали другие. В частности, глубоко убыточные пассажирские перевозки, особенно пригородные, компенсируются за счет неадекватно высоких тарифов на грузовые перевозки. В идеале все сегменты УЗ, если они останутся в структуре компании, должны быть самодостаточны и приносить прибыль", – уверен Александр Паращий.

В то же время, несмотря на острую дискуссию по поводу повышения грузовых тарифов, операторы считают, что прибыль, которую получит от этого УЗ, нужно инвестировать в развитие инфраструктуры, а не в грандиозные планы по обновлению подвижного состава. По мнению президента Ассоциации "Укрведтранс", в которую входят операторы грузовых железнодорожных перевозок, Наталии Петриченко, "приобретать локомотивы или вагоны без обновления инфраструктуры бесполезно, потому что этим вагонам не по чему будет ездить".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152021.04.2017