30-09-14 / 2014
Новости отрасли
Вспомнить близких

Президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес на пленарном заседании Всемирной конференции коренных народов, которая впервые прошла в рамках 69-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, выразил озабоченность судьбой коренных вожан, на земле которых построен и развивается порт Усть-Луга. «Строительство порта в Усть-Луге противоречит декларации ООН о правах коренных народов, – указал эстонский президент. – Все мы знаем, что многие коренные народы живут в крайне тяжелых условиях. Например, бок о бок с вожанами живут ижорцы, которым серьезно угрожает план строительства рядом с их селами химического завода».

Дело в том, что строительство порта Усть-Луга лишило Балтийские государства существенной доли перевалки в их портах. К 2018 году по объемам Усть-Луга должна войти в десятку крупнейших портов мира, там должно перерабатываться порядка 150–160 млн тонн. Все 10 лет строительства в Прибалтике постоянно говорили об этой угрозе, но недавно Эстонии был нанесен действительно чувствительный удар. В прошлом году в Усть-Луге открылся нефтяной терминал, и в этом году эстонские железные дороги и Таллинский порт уже недосчитались сотни тысяч тонн нефтепродуктов, которые раньше поставлялись из Киришей. На терминалах Усть-Луги предполагается переваливать те же грузы, что и в Эстонии. Учитывая огромный ущерб для бюджета (возможно, до 25% ВВП), поневоле и на трибуне ООН вспомнишь о правах древних соседей.

Кстати, на 2010 год численность народа водь составляла всего 64 человека. Их язык занесен в Красную книгу языков России, культура поддерживается. Из-за двух деревень (Краколье и Лужицы), где проживают вожане, расширение порта Усть-Луга на юг не планируется.

Что же касается «химического завода», то речь идет о карбамидном производстве, которое группа ИСТ планирует построить недалеко от Усть-Луги. Против его строительства было собрано порядка 70 подписей местных жителей. Очевидно, поэтому Эстония официально предложила для него свою площадку в порту и особой экономической зоне Силламяэ.

На фоне падающих перевозок инвестиции в 1,5 млрд евро явно не лишние, и можно ради этого вспомнить о малочисленных народах соседнего государства. В любом случае это явно финансово более выгодно, чем решить проблему 100 тыс. «неграждан» в собственной европейской стране.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок30.09.2014