10-07-24 / 2024
Новости отрасли
ВСМ привлекут лишь дорогие и требующие быстрой доставки грузы - эксперт

Грузовые перевозки по высокоскоростным железным дорогам в России будут привлекательны только для дорогих и требующих быстрой доставки товаров, они составят конкуренцию авиатранспорту и отдельным сегментам автоперевозок, сообщил РИА Новости управляющий партнер и сооснователь Rollingstock Agency (специализируется на аналитике и консалтинге в сфере железнодорожного машиностроения) Александр Поликарпов.

Выпускать пассажирские высокоскоростные поезда в России будет группа "Синара" в кооперации с "Трансмашхолдингом". Вице-президент "Синары" Александр Мишарин в среду сообщил, что компания занимается проработкой создания и высокоскоростных грузовых поездов, в том числе с китайскими коллегами. Они появятся, считает он, после запуска второй и третьей линии ВСМ в РФ. Первой из запланированных пяти предполагается строить трассу Москва - Санкт-Петербург, второй - Москва - Екатеринбург, третьей - Москва - Адлер.

"Грузовые перевозки по ВСМ не будут бюджетными: слишком высокие операционные и капитальные затраты. Поэтому спрос на них будет ограничен, его будут формировать дорогие грузы и товары, требующие быстрой доставки. Следовательно, будет прямая конкуренция с авиатранспортом и с отдельными сегментами автоперевозок", - сказал Поликарпов, отметив, что говорить о потенциале грузовой базы пока рано.

Сначала, пояснил он, надо создать опорную сеть высокоскоростных магистралей, увидеть и оценить реальные, а не расчетные эффекты их запуска.

Эксперт констатировал, что в настоящее время создание грузового высокоскоростного поезда не является приоритетной задачей для "Синары" и РЖД. "Его коммерческая привлекательность будет только при наличии профицитной развитой сети высокоскоростных линий. Собственно, поэтому проекты грузовых высокоскоростных поездов представлены в мире в очень ограниченном количестве", - сказал Поликарпов.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ В МИРЕ

Есть три базовых подхода к развитию грузовых поездов для ВСМ. Первый предполагает включение в пассажирский поезд отдельных грузо-почтовых вагонов, второй - создание грузовой модификации на платформе пассажирского поезда, третий - запуск в ночное время локомотива с платформами для перевозок контейнеров со скоростью до 200 километров в час.

"Третий путь – тупиковый, он может реализовываться только на невостребованных линиях и не эффективен по сравнению с традиционными логистическими решениями. На мой взгляд, включение грузо-почтовых вагонов и создание грузовой модификации пассажирского потенциально перспективные пути дальнейшего развития. Но их следует внедрять только после удовлетворения спроса на пассажирские перевозки", - говорит Поликарпов.

По всем трем подходам, рассказал он, в мире уже проводились изыскания и запускались проекты. Так, в конце 1980-х годов во Франции был запущен сервис TGV La Poste с модифицированным пассажирским поездом для перевозки почты и грузов, этот проект не выдержал конкуренции с современными логистическими автомобильными решениями и был фактически закрыт с середины 2010-х годов.

Китай - современный лидер по развитию высокоскоростных поездов - активно прорабатывает тему грузовых высокоскоростных поездов и разрабатывают проект грузовой линии ВСМ. Они презентовали поезд с уникальной технологией погрузки-выгрузки. В Японии тестировалась перевозка грузов в обычных пассажирских поездах, в Испании на линии ВСМ запускали ночной грузовой поезд с платформами со скоростью 180 километров в час.

"На текущий момент в мире отсутствует сегмент грузовых высокоскоростных железнодорожных перевозок в специализированном подвижном составе со скоростью выше 300 километров в час. Сейчас реальный потенциал скорого запуска такого поезда есть только в Китае", - резюмировал эксперт.

 

Источник Дата Наименование материала

РИА Новости

10.07.2024