10-06-24 / 2024
Новости отрасли
ВСМ может выступить локомотивом ГЧП в области транспортных проектов

Такое мнение высказал на полях состоявшегося ПМЭФ-2024 первый зампред правления Сбербанка Александр Ведяхин.

Инвестиции с отдачей

По словам банкира, компания-концессионер, в состав которой входят 6 регионов, НПФ и другие участники, внесут в проект ВСМ Москва – Санкт-Петербург 330 млрд руб. акционерного капитала. Еще 300 млрд руб. даст Фонд национального благосостояния, 450 млрд руб. – пенсионные фонды, более 1 трлн руб. предоставят банки с учетом затрат на выпуск подвижного состава.

"Таким образом, видим достаточно мощное финансирование, и здесь государство не является главным финансирующим агентом", – отметил А. Ведяхин.

При этом госбюджет за 10 лет эксплуатации ВСМ возвратит вложения (средства ФНБ предоставляется на возвратной основе). Регионы-акционеры еще за время стройки восполнят свои затраты за счет налогов, а также дополнительных инфраструктурных эффектов и инвестиций, которые пойдут в эти регионы. Банки, которые вкладываются в проект, тоже вернут свои деньги, причем по рыночной доходности.

Определенную выгоду получат РЖД. За счет того, что на главный ход Октябрьской магистрали полноценно вернется грузовое движение, доходы перевозчика оцениваются примерно 500 млрд руб., сообщил А. Ведяхин.

Опыт ВСМ может быть распространен на другие крупные объекты строительства, считает он. "Если подобные инструменты будут использоваться в крупных проектах, то темпы их реализации могут быть гораздо быстрее. Ведь если ждать, пока появятся деньги, то проект дорожает. И это ожидание приводит к тому, что проект не реализуется либо реализуется не в том объеме. Экономически более выгодно давать деньги гораздо раньше, чем ждать. Потому что деньги во времени стоят денег", – пояснил топ-менеджер.

Все зависит от доходности

Однако с помощью такого подхода возможно реализовать не все проекты, уточнил представитель Сбербанка.

В первую очередь на экономическую отдачу влияет хороший денежный поток по завершению стройки. Согласно ожиданиям, пассажиропоток по ВСМ Москва – Санкт-Петербург составит в 2030 году 23 млн человек. При этом билет будет стоить дороже, чем на "Сапсан".

В случае, когда не прогнозируется значимая доходность, важно, чтобы примерно половину средств в проект было готово направить государство.

"Если есть такой денежный поток – 40-50% и выше – имеет смысл это делать. Если нет, тогда имеет смысл это делать напрямую за счет госбюджета и не переплачивать банкам проценты, потому что это лишено смысла по экономическим соображениям. Мы посмотрели: транспортная инфраструктура в принципе хорошо отвечает этим требованиям. Будем просить государство рассматривать гораздо больше подходы по ГЧП, чтобы мы действительно могли ускорить развитие нашей инфраструктуры", – развил мысль А. Ведяхин.

ВСМ как мультипликатор

Высокоскоростная магистраль даст серьезный мультипликативный эффект, убежден замглавы ОАО "РЖД" Андрей Макаров, поскольку речь идет о новых технологических решениях в области верхнего строения пути и конструкций искусственных сооружений, системы управления движением и подвижного состава.

"Влияние, которое на всю экономику, в том числе на машиностроение, тяжелую промышленность, этот проект окажет, сложно переоценить. И, безусловно, это дополнительный импульс для развития строительных подразделений", – сказал он.

У железнодорожного стройкомплекса за последние годы накоплен серьезный ресурс, заверил А. Макаров. Это найдет применение на строительстве ВСМ.

"Заканчивая объекты Центрального транспортного узла, заканчивая объекты на подходах к портам Северо-Запада, железнодорожные строители перейдут на эту новую большую стройку. И в принципе мощности для этого мы уже видим, понимаем, каким образом будем это реализовывать", – сказал заместитель гендиректора РЖД.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер10.06.2024